Штраф строго режима « Взгляд юриста

rekordnye-razmery-shtrafov-7861986

Автор Топорецкая Зоряна старший юрист ЮК Jurimex для “Юридической практики” №16

Как преступления небольшой тяжести в одно мгновение становятся особенно тяжкими.

Не так давно вступил в силу Закон Украины с на первый взгляд неприметным и положительным названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности», который мог бы затеряться среди тысяч других нормативно-правовых актов, которыми постоянно меняется наше законодательство, если бы не интересные изменения, по которым ряд существующих в УК Украины преступлений в один миг стали тяжелее, чем были до этого времени, или более того – из преступлений небольшой тяжести стали особо тяжкими преступлениями.

Так, в частности, если состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 203-1 УК Украины (незаконный оборот дисков для лазерных систем считывания, матриц, оборудования и сырья для их производства) до изменений считался преступлением небольшой тяжести, то после изменений эти же деяния признаны преступлением средней тяжести. Состав преступления, предусмотренный ч. 3 ст. 224 УК Украины (изготовление, сбыт и использование поддельных негосударственных ценных бумаг с отягчающими обстоятельствами) признавался преступлением средней тяжести, а после внесения изменений оказался тяжким преступлением. Однако самой интересной является ситуация с преступлениями, предусмотренными ст. 203-2 УК Украины (занятие игорным бизнесом), которые до изменений вообще считались преступлениями небольшой тяжести, а после изменений стали особо тяжкими преступлениями.

Кроме того, не следует забывать и об изменениях, которые произошли со ст. 53 УК Украины, которая определяет размер штрафа. В частности, в ней изложено общее правило, что размер штрафа определяется судом в зависимости от тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения виновного в пределах от тридцати до пятидесяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан. Однако тут же указано, что за совершение преступления, за которое предусмотрено основное наказание в виде штрафа более трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (соответственно преступления средней тяжести), размер назначаемого судом штрафа не может быть меньше размера имущественного вреда, причиненного преступлением, или полученного в результате совершения преступления дохода, независимо от предельного размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи. Таким образом, поскольку тяжесть преступления определяется верхним пределом штрафа, предусмотренного в санкции статьи, а она является неограниченной, то означает ли это фактически, что любое преступление средней тяжести, если им нанесен значительный имущественный вред или получены большие доходы, автоматически может стать тяжким или даже особо тяжким преступлением?

Возьмем для примера ч. 2 ст. 204 УК Украины, согласно которой незаконное изготовление алкогольных напитков, табачных изделий или других подакцизных товаров, в частности, путем открытия подпольных цехов является преступлением средней тяжести, поскольку предусматривает в санкции статьи ответственность в виде штрафа в размере от трех тысяч до десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (напомним, что для санкции статьи в размере штрафа применяется размер 1 н.м.д.г. в размере 17 грн.). А потому, в случае установления следствием, что лицом получены доходы в размере более 425 000 грн., к нему соответственно не может быть применен меньший штраф, а значит его действия автоматически становятся особо тяжким преступлением. При этом, например, умышленное причинение телесного повреждения средней тяжести; незаконная лечебная деятельность или даже изнасилование без отягчающих обстоятельств являются преступлениями средней тяжести, хотя трудно согласиться с тем, что такие преступления являются менее общественно опасными, чем изготовление поддельных сигарет.

В принципе понятна ситуация, когда законодатель признает определенные деяния менее или более общественно опасными, перенося их из разряда преступлений небольшой тяжести к преступлениям средней тяжести, или наоборот, поскольку граница между ними является тонкой и несколько условной, а они не на столько общественно-опасными, как тяжкие или особо тяжкие преступления. В нашем же случае законодатель определил принятый закон таким, который направлен на гуманизацию (в том числе и декриминализацию) ответственности за отдельные преступления, хотя фактически открыл люк для возможности суда или следствия любое преступление признать особо тяжким.

Возникает вопрос, чем это грозит рядовым гражданам?
Во-первых, Закон Украины «Об амнистии в 2011 году» применяется только в отношении лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести. Признание преступления тяжким или особо тяжким автоматически лишает лицо права просить о применении к нему амнистии.
Во-вторых, отдельный раздел ІХ УК Украины предусматривает основания и порядок освобождения от уголовной ответственности лиц, которые опять же совершили преступления небольшой или средней тяжести.
В-третьих, тяжесть совершенного преступления влияет на сроки давности привлечения к уголовной ответственности и соответственно освобождения от уголовной ответственности в связи с их окончанием, а также сроки погашения судимости.

Изображенные нами примеры в сочетании со значительно сокращенными сроками уплаты штрафов (как известно, на сегодня рассрочка уплаты штрафа может быть установлена судом на срок до одного года) и возможностью его замены лишением свободы в случае неуплаты в установленный срок приведут к тому, что лица, совершившие хозяйственные преступления средней тяжести, но с получением значительных доходов (а по сути – достаточно одного контракта на поставку продукции на значительную сумму, чтобы признать преступление особо тяжким), будут лишены возможности освобождения от уголовной ответственности. При этом применение непомерно больших штрафов (поскольку их верхний предел не ограничивается) приведет к неспособности лица их оплатить, а значит – необходимостью их замены лишением свободы.

Так, напомним, например, что, в частности, штраф в размере 25 000 н.м.д.г. составляет 425 000 грн., но соответственно – если лицо причинило ущерб или получило большие доходы, то этот штраф автоматически увеличивается до их размера. Даже если разделить указанную сумму на 12 месяцев, то сможет ли рядовой гражданин платить ежемесячно около 35 000 грн. штрафа?То есть фактически большинство лиц будут вынуждены отбывать наказание в виде лишения свободы или же искать альтернативные пути получения средств для уплаты штрафа (в том числе и незаконные) во избежание лишения свободы.

Возникает закономерный вопрос: так в чем же заключается гуманизация ответственности для простых граждан?

Топорецька Зоряна