АТО на Донбассе – а форс-мажор ли? .. « Взгляд юриста

Результатом проведения Антитеррористической операции (далее – АТО) в Донецкой и Луганской областях стало значительное ухудшение социально-экономической ситуации в регионе. В районах, охваченных АТО, предприятия столкнулись с дополнительными проблемами, связанными с фактической невозможностью осуществления поставок и перевозки товаров, осуществления платежей, вынужденным снижением объема выполнения работ, предоставления услуг и реализации товаров. Естественно, это привело к замораживанию хозяйственной деятельности в регионе, невыполнению субъектами хозяйствования своих контрактных обязательств.

На этом фоне очень актуальным является вопрос: можно ли считать АТО непреодолимой силой (форс-мажором) при выполнении договорных обязательств.

Так, в соответствии со ст. 617 Гражданского кодекса Украины, лицо, нарушившее обязательство, освобождается от ответственности за нарушение обязательства, если оно докажет, что это нарушение произошло вследствие непреодолимой силы.

В свою очередь статья 218 Хозяйственного кодекса Украины предусматривает, что в случае если иное не предусмотрено законом или договором, субъект хозяйствования за нарушение хозяйственного обязательства несет хозяйственно-правовую ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств при данных условиях осуществления хозяйственной деятельности. Следует отметить, что законодательством Украины четко устанавливается, что не считаются форс-мажором, в частности, нарушения обязательств контрагентами нарушителя, отсутствие на рынке нужных для выполнения обязательства товаров, отсутствие у должника необходимых средств.

Исходя из указанных положений законодательства, можно сделать вывод, что как гражданское, так и хозяйственное право предусматривает презумпцию виновности стороны, нарушившей обязательства. В таком случае сторона, которая допустила невыполнение контракта, должна доказать, что АТО, является форс-мажорным обстоятельством.

Следует обратить внимание на то, что сам по себе факт проведения АТО не может автоматически считаться основанием освобождения стороны от ответственности за невыполнение договора. В каждом конкретном случае нарушения договорных обязательств нужно доказывать, что именно АТО стала препятствием для выполнения договорных обязательств стороной.

Для признания АТО форс-мажорным обстоятельством необходимо, чтобы она соответствовала следующим условиям:

  1. Данное обстоятельство должно быть чрезвычайным, существовать в месте и во время выполнения стороной своего обязательства;
  2. Обстоятельство должно находиться вне контроля стороны и не должна быть связанной с ее действиями, то есть сторона не может предотвратить или преодолеть это препятствие;
  3. Должна быть причинно-следственная связь между наступлением такого обстоятельства и невозможностью выполнить обязательства стороной по договору;
  4. Факт наступления такого обстоятельства должен быть удостоверен определенной сторонами компетентной организацией.

Следовательно, необходимо доказать, что во время и в месте выполнения обязательства, существовали определенные обстоятельства, связанные с проведением АТО (военные действия, перекрытие дороги и т.д.) и в результате именно этих действий, именно в это время и именно в этом месте возникла ситуация, вследствие чего   выполнение условий договора обязанной стороной стало невозможным.

Но при этом возникает вопрос, как доказать, что именно в определенное время и в определенном месте имела место АТО? Допустимым доказательствами в данном случае будут считаться акты о пожаре, подтверждения Министерства обороны, Совета национальной безопасности и обороны, Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины о военных действиях, проведении антитеррористических операций на определенных территориях, зоне АТО на Востоке Украины в определенный период времени. Также в качестве доказательства принимаются приказы по предприятию о прекращении или приостановлении деятельности, письма от органов местной власти о возможных военных действиях, распоряжения СБУ о проведении антитеррористических операций в определенных регионах, письма от банков о приостановлении деятельности в регионе, документы от милиции или МЧС о повреждении и другие. Наличие этих или других документов, которые доказывают, что именно в определенное время и в определенном месте имела место АТО, является обязательным, поскольку, как показывает практика, именно на основе этих документов уполномоченные органы удостоверяют наличие форс-мажорных обстоятельств.

Также, важным является то, что обстоятельства, которые имели место в результате проведения АТО, и повлекшие невозможность выполнения договорных обязательств, находились вне контроля стороны, допустившей их невыполнение, и она никаким образом не могла предотвратить или преодолеть эти обстоятельства. Приведем два примера. Так, например, если выполнению обязательства по перевозке груза помешали военные действия, которые происходили у выезда из базы отправки груза, и не было никакой другой возможности выехать – то в данном случае, конечно, имеет место непреодолимая сила. Если же выполнению данного обязательства помешало то, что военными действиями было разрушена дорога, которую можно было бы объехать, то ни о каких форс-мажорных обстоятельствах не может быть и речи, несмотря на то, что данная территория в данный период времени является зоной проведения АТО, поскольку сторона своими действиями могла преодолеть это препятствие.

Обязательным условием форс-мажора является причинно-следственная связь между наступлением форс-мажорного обстоятельства и невозможностью выполнить обязательства по договору. То есть необходимо доказать, что именно проведение АТО (а не любые другие обстоятельства) стало причиной невозможности выполнения обязательства. Так, например, запрет на выезд транспортных средств из города и невыполнение поставки товара будут иметь причинно-следственную связь, в то же время данный запрет и невозможность проведения оплаты за предоставленные услуги никакая причинно-следственная связь не связывает. И наоборот – остановка банковского обслуживания на определенной территории в связи с проведением АТО, что может вводиться НБУ, может стать причиной невозможности провести оплату по обязательствам, тогда как к выполнению обязательства по перевозке груза это не будет иметь никакого отношения.

Следует подчеркнуть, что в случае невозможности выполнения стороной своих обязательств вследствие форс-мажорных обстоятельств необходимо уведомить контрагента о том, что имеют место данные обстоятельства, и поэтому она не может выполнить свои обязательства. Уведомление должно быть сделано в письменном виде или любым другим способом, которое обеспечит подтверждение получения уведомления контрагентом. Уведомление должно содержать информацию о том, когда возникла обстоятельство и в каком объеме обязательство не может быть выполнено.

И, наконец, факт существования всех вышеперечисленных условий должны быть заверенные уполномоченным органом. Только в этом случае суд, в случае возникновения спора между сторонами о наличии форс-мажора, примет это как допустимое доказательство. Вместе с тем, украинским законодательством не определен единый орган, который имеет право удостоверять наличие форс-мажорных обстоятельств.

В соответствии со ст. 14 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах» торгово-промышленная палата (далее – ТПП) Украины удостоверяет обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых соглашений и международных договоров Украины, а также по обращениям субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих строительство жилья (заказчиков, застройщиков). Возможность ТПП удостоверять форс-мажорные обстоятельства для других договоров законодательством не предусмотрена, но статья 3 данного Закона устанавливает, что данная организация имеет право осуществлять выполнение других задач, предусмотренных ее уставом.

Именно этим положением закона пользуются как ТПП Украины, так и Региональные ТПП, отмечая в своих уставах, что они могут удостоверять форс-мажорные обстоятельства для всех договоров, если это предусмотрено в самом соглашении между сторонами.

Конечно, форс-мажорные обстоятельства можно доказать и официальными подтверждениями уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, что определенные события чрезвычайного характера имели место на определенной территории в определенный период. Но в случае с проведением АТО это затруднено рядом причин.

Во-первых, данным подтверждением не удостоверяется невозможность выполнения договорных обязательств вследствие форс-мажорных обстоятельств.

Во-вторых, суд может не принять данное подтверждение как допустимое доказательство.

В-третьих, как показывает практика, в силу многих причин органы местного самоуправления, органы исполнительной власти, Министерство обороны Украины, СНБО, антитеррористический центр при Службе безопасности Украины могут не предоставить хоть какое-нибудь документальное подтверждение того, что в определенное время на определенной территории проводилось АТО.

Именно поэтому доказать невозможность выполнения договорных обязательств вследствие форс-мажорных обстоятельств возможно только получив сертификат Торгово-промышленной палаты о форс-мажорных обстоятельствах (далее – Сертификат).

Для получения Сертификата заявитель должен сделать такие шаги.

Во-первых, необходимо определиться – в какую ТПП необходимо обратиться за Сертификатом (в ТПП Украины или региональную ТПП). Это зависит от того, каким образом стороны урегулировали этот вопрос в договоре. Если в контракте написано, что форс-мажорные обстоятельства подтверждает ТПП Украины, то к ней и нужно обращаться, если же указана региональная ТПП, то необходимо обращается к Донецкой / Луганской ТПП. Следует подчеркнуть, что только ТПП Украины подтверждает форс-мажоры по внешнеэкономическим контрактам и для сельхозкомпаний.

Во-вторых, необходимо собрать весь необходимый пакет документов для получения Сертификата. Пакет документов предусмотрен Регламентом удостоверения Торгово-промышленной палатой Украины и региональными торгово-промышленными палатами форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), согласно которому для получения Сертификата необходимо подать заявление об удостоверении форс-мажорных обстоятельств.

В заявлении указываются следующие сведения:

• Когда и на основании чего возникли обязательства у предприятия;

• Когда, в каком объеме, на какую сумму, с какого времени предприятие не имеет возможности выполнить свои обязательства;

• Какие обстоятельства стали причиной невыполнения предприятием своих обязательств.

Точный бланк заявления можно найти на сайте ТПП Украины.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  1.  должным образом (с подписью ответственного лица и печатью заявителя) заверенная копия учредительных документов;
  2.  должным образом (с подписью ответственного лица и печатью заявителя) заверенная копия договора, контракта (со всеми приложениями, изменениями и дополнениями, спецификациями, если таковые были заключены);
  3.  данные об объеме выполненных обязательств по договору, контракту;
  4.  данные о невыполненных обязательствах по договору, контракту, которые невозможно выполнить из-за форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы);
  5.  документ, подтверждающий уведомление другой стороны о наступлении форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы);
  6.  документы, подтверждающие наличие чрезвычайного обстоятельства, на которое ссылается заявитель. Что это должен быть за документ – зависит от каждого конкретного обстоятельства и предварительно согласовывается с ТПП. Так, документами, подтверждающими форс-мажорные обстоятельства, могут выступать оригиналы документов компетентных государственных органов. Такими документами могут быть: акты о пожаре, подтверждения Министерства обороны, Совета национальной безопасности и обороны, Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины о военных действиях, проведении антитеррористических операций на определенных территориях, зону АТО на Востоке Украины в определенный период времени. В случае уничтожения автомобильных, железных дорог, мостов и т.д., следует получить официальное подтверждение в Государственном агентстве автомобильных дорог Украины, транспортной прокуратуре Украины и т.п.

К сожалению, как уже указывалось выше, очень часто крайне трудно получить официальное подтверждение компетентных органов о проведении АТО на определенной территории или наличии любых других, связанных с ней, обстоятельств, которые необходимо удостоверить как форс-мажорные. При таких обстоятельствах ТПП Украины идет бизнесу навстречу, принимая в качестве документов, удостоверяющих проведения АТО на определенной территории в определенный период, приказы по предприятию о прекращении или приостановлении деятельности, письма от органов местной власти о возможных военных действиях, распоряжения СБУ о проведении антитеррористических операций в определенных регионах (в частности, некоторые из них ТПП размещает на своем сайте), письма от банков о приостановлении деятельности в регионе, документы от милиции или МЧС о повреждениях, внутренний акт удостоверения повреждений в результате военных действий и т.п.

Также специалисты ТПП помогают в получении соответствующих документов (известно о случаях, когда ТПП сама получала официальные подтверждения в соответствующих органах), консультируют, какие документы еще необходимо взять для подтверждения наличия форс-мажорных обстоятельств и оказывают иную правовую и консультационную помощь в каждом конкретном случае.

Заявление с приложениями направляются по почте или подается лично в соответствующую ТПП. Заявление подлежит рассмотрению в зависимости от сложности и объема в срок 10 рабочих дней. Данная услуга является платной. Устанавливаются следующие тарифы на услуги по засвидетельствованию форс-мажорных обстоятельств:

• общий тариф – 1920 грн., Включая НДС;

• для сельскохозяйственных производителей – 480 грн., Включая НДС.

Следует подчеркнуть, что данная плата берется, только в случае выдачи Сертификата, в случае же отказа в удостоверении форс-мажорных обстоятельств плата не вносится.

Итак, после анализа законодательства и правоприменительной практики по удостоверению форс-мажора, обусловленного проведением АТО на Востоке Украины, можно сделать следующие выводы:

  1.  АТО и все другие обстоятельства, связанные с ее проведением могут выступать как форс-мажор в исполнении договорных обязательств.
  2.  Факт невозможности выполнения договорных обязательств вследствие форс-мажорных обстоятельств, возникших в результате проведения АТО необходимо доказывать в каждом конкретном случае.
  3.  Для признания АТО форс-мажором необходимо, чтобы она соответствовала нескольким условиям, описанным выше.
  4.  Для получения сертификата о невозможности выполнять договорные обязательства в связи с влиянием непреодолимой силы (форс-мажор) необходимо обратиться в ТПП с заявкой и необходимым пакетом документов.
  5.  Каждый случай наступления форс-мажорных обстоятельств, в результате которых возникает ситуация относительно невозможности выполнения договорных обязательств, является индивидуальным, поэтому для каждой конкретной ситуации необходимо собирать индивидуальный пакет доказательств, которые подтверждают факт наступления данных форс-мажорных обстоятельств в определенном месте и в определенное время.
  6.  Полученный вывод ТПП будет рассматриваться судом как достаточный и допустимый доказательство в суде. При этом также нужно учитывать и другие аспекты (своевременное предупреждение другой стороны о возникновении форс-мажорных обстоятельств, условия договора на случай наступлении форс-мажора и т.п.), которые должны приниматься во внимание в каждом конкретном случае.

Черкасов Денис