Поскольку и для практикующего юриста, и для руководителя предприятия важно не только четко понимать то правовое поле, в котором тот или иной субъект хозяйствования действует уже сегодня, но и быть в курсе того, какие изменения на этом поле предвидятся завтра, мне хочется предложить свой взгляд как раз вот на такой «перспективный» материал вниманию читателя, который не успел ознакомиться с ним на сайте Лиги.
С 8 мая 2009 года после официального опубликования вступил в силу утвержденный общим приказом ГНА Украины, Министерства финансов Украины и Госказначейства № 78/238/65 Порядок зачисления сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих бюджетному (экспортному) возмещению плательщику, которому в соответствии с законом реструктурирован налоговый долг по налогам, сборам (обязательным платежам), зачисляемым в Государственный бюджет Украины, и/или дана отсрочка или рассрочка по уплате таких налогов, сборов (обязательных платежей), в счет погашения таких реструктурированных и/или отсроченных (рассроченных) сумм.
Напомним, общий приказ № 78/238/65 был принят еще 20.02.2009г., а 27.04.2009г. он был зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины.
Поскольку данный нормативный документ является сугубо процедурным, то рассматривать его нужно в контексте той материальной основы, для реализации которой он принят.
Такой основой является абзац 10 п.13 «Переходных положений» раздела 3 Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» от 25.03.2005г. №2520-IV, который гласит: «Суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие бюджетному (экспортному) возмещению плательщику, которому в соответствии с законом реструктурирован налоговый долг по этому налогу и другим налогам, сборам (обязательным платежам), зачисляемым в Государственный бюджет Украины, и/или дана отсрочка или рассрочка по уплате таких налогов, сборов (обязательных платежей), зачисляются в счет погашения таких реструктурированных и/или отсроченных (рассроченных) сумм, независимо от граничной даты их погашения (уплаты), а в остаточной сумме (при ее наличии) на текущий счет такого плательщика налога».
Итак, речь в данном случае идет об одном из вариантов (путей) возмещения плательщику суммы НДС в связи с его излишней уплатой в бюджет (бюджетного возмещения) – ее зачете в счет налогового долга плательщика. В целом же вопросы процедуры возмещения НДС, которое может также проводиться как путем перечисления денежных сумм из бюджета на счет плательщика, так и путем зачета в счет платежей по НДС или другим налогам, урегулированы Порядком возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденном общим приказом ГНА Украины и Госказначейства № 209/72 от 02.07.1997 (в редакции приказа № 200/86 от 21.05.2001).
Что было
Сама идея зачисления сумм бюджетного возмещения в счет погашения реструктуризированного долга не нова. В частности, в Порядке возмещения налога на добавленную стоимость еще со времен его изложения в новой редакции (2001 год) присутствует пункт 2.4, включающий абзац следующего содержания:
«При наличии у плательщика неуплаченных сумм налоговой задолженности по налогу на добавленную стоимость (независимо от определенного законом срока реструктуризации) надлежащая к возмещению сумма засчитывается в погашение такой задолженности в случае, если это предусмотрено Законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. Уменьшение суммы задолженности осуществляется в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке ведения органами государственной налоговой службы оперативного учета налогов сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 12 мая 1994 года № 37, в редакции приказа Государственной налоговой администрации Украины от 2 апреля 1999 года № 174, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 13 мая 1999 года за № 304/3597».
Что касается законодательно предусмотренных возможностей таких зачислений, то они имеются в ряде соответствующих законов (Законы Украины «О Государственном бюджете Украины на 2001 год», «О Государственном бюджете Украины на 2003 год», «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и др.).
Обратившись же к нормам Инструкции №37, на которую ссылается п.2.4., можно заметить, что в ней процедура уменьшения суммы задолженности как последовательность фактических действий по зачислению суммы бюджетного возмещения в счет погашения налогового долга (рассроченных налоговых обязательств) отсутствует.
Ввиду этого можно заключить, что ранее роль плательщика в процедуре зачисления сводилась к минимуму: в соответствии с нормами все того же пункта 2.4. Порядка возмещения налога на добавленную стоимость налоговый орган в течение 10 дней с момента проведения зачисления обязан был уведомить плательщика о суммах возмещения, направленных в счет погашения его налогового долга (в том числе отсроченного и рассроченного) и на погашение неуплаченных реструктуризированных сумм задолженности по НДС.
И поэтому в данном случае уместнее говорить не об утверждении какого-то нового порядка, а заполнении отдельного процедурного пробела.
Как будет
Теперь несколько слов о сути принятого и вступившего в силу Порядка. Так, для проведения расчетов плательщик налога должен будет действовать, придерживаясь следующего алгоритма:
- открыть счет в территориальном органе Госказначейства;
- подготовить так называемое протокольное решение, форма которого утверждена этим же Порядком (и текстово, пожалуй, представляет собой наиболее значительную его часть), согласовать его со своей налоговой инспекцией и территориальным органом Госказначейства;
- подать в территориальный орган Госказначейства согласованное протокольное решение вместе с заключением налогового органа о суммах возмещения НДС и платежным поручением на перечисление средств со счета № 3712 “Счета других клиентов Государственного казначейства” на счет учета поступлений в государственный бюджет соответствующих реструктурированных сумм. При этом в графе платежного поручения “Назначения платежа” дополнительно указывается: “За счет возмещения НДС”.
Территориальный орган Госказначейства в течение операционного дня перечисляет средства на соответствующие счета, после чего отображает в отчетности осуществленные операции как проведенное возмещение сумм НДС и поступление средств в счет погашения реструктурированных сумм.
Выгоды. Выгоды?
Оценивая принятый Порядок с позиции будущих эффектов его применения, прежде всего стоит отметить, что в силу того, что документом урегулирован достаточно небольшой эпизод в отношениях между налоговыми органами и плательщиками касаемо бюджетного возмещения, ждать какого-то глобального влияния Порядка на указанные правоотношения и судьбы плательщиков не приходится. И вряд ли уместными по отношению к данному нормативному акту будут вопросы о возможной коррупции либо лазейках для уклонения от налогов или отмывания средств.
Что касается упрощения процедуры, то правильнее будет наоборот говорить о формализации процесса: теперь плательщику наоборот необходимо дополнительно совершать указанные выше действия и готовить (согласовывать) документы.
Так хорошо это или плохо? Я бы сказала, что и то, и второе одновременно. Хорошо в том плане, что плательщик теперь непосредственно вовлечен в процесс и имеет возможность своими активными действиями хоть коль сколько-то на него влиять. Плохо, потому что в силу тотальной зарегулированности всех процессов в нашем государстве в целом введение дополнительной процедуры для осуществления лишь одного шага (виртуального перечисления денег с одного счета Госказначейства на другой) не может считаться положительным явлением по определению.
Стоит обратить внимание, что плательщик в первую очередь все так же должен будет пройти процедуру в соответствии с Порядком возмещения налога на добавленную стоимость и получить заключение в налоговом органе по форме, являющейся приложением 2 к нему. А тот, кто и раньше пытался, несмотря на всю бесперспективность, получить бюджетное возмещение, хорошо знает, как непросто получить в налоговом органе тот или иной документ, причем прекрасно осознает, что такая «непростота» подчас является не следствием несовершенства нормативного акта, а результатом его неадекватного применения.
В заключение хочется отметить, что существует много гораздо более важных для плательщика налогов моментов в том, что касается бюджетного возмещения, на разрешение которых и хотелось бы направить законотворческую энергию государственных регуляторов. А в вопросе эффекта применения данного Порядка свое слово должно сказать время. Причем скажет оно его нескоро, так как Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009» возможности проведения подобного зачета не предусматривает.