27 апреля 2010 года парламентом Украины был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно кредитования и стимулирования иностранных инвестиций» № 2155-VI.
Указанный закон вступил в силу 15 мая, однако еще до его подписания и официального опубликования, все, кому не безразличны вопросы инвестирования, радостно вздохнули: ну вот оно, первое потепление, первые позитивные изменения. А кое-кто даже поспешил сделать выводы о полном упразднении инвестиционных счетов. Но так ли это? Не затрагивания изменений в области кредитования, попробуем разобраться поподробнее в изменениях инвестиционных.
Принятый закон № 2155-VI от 27.04.10г. в части изменений, вносимых в Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» (далее – Закон о режиме иностранного инвестирования), представляет собой ни что иное, как исключение из текста последнего упомянутого закона практически всех положений, добавленных в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью преодоления негативных последствий финансового кризиса» от 23.06.09г. № 1533-VI, вступивших в силу в ноябре и изрядным образом усложнивших жизнь желающим инвестировать в Украину.
Иными словами, из текста Закона о режиме иностранного инвестирования исключены положения о:
• необходимости осуществления инвестиционной деятельности в денежной форме исключительно через инвестиционные счета, открытые в уполномоченных банках Украины;
• обязательности государственной регистрации иностранных инвестиций;
• регистрации иностранных инвестиций, осуществленных в виде валютных ценностей, в порядке, установленном НБУ.
Следовательно, теперь снова вопрос регистрировать или не регистрировать иностранную инвестицию решает для себя каждый инвестор самостоятельно. Но об этом несколько позже.
На этапе же внесения инвестиции следует вспомнить, что понятие инвестиционного счета в наш украинский обиход еще в 2005 году ввело Положение о порядке иностранного инвестирования в Украину, утвержденное постановлением Правления НБУ № 280 от 10.08.05г. (далее – Положение о порядке иностранного инвестирования № 280). Это же постановление конкретизировало и банковские операции, которые следует считать инвестиционными, а также какие из них с использованием каких счетов (текущих или инвестиционных) могут проводиться.
А значит, отсутствие в Законе о режиме иностранного инвестирования положения об обязательном инвестировании исключительно через инвестиционные счета отнюдь не значит, что теперь, до изъятия соответствующих норм из Положения о порядке иностранного инвестирования № 280, инвестиционные счета следует считать упраздненными.
Более того, само Положение о порядке иностранного инвестирования № 280 в части требований к осуществлению иностранного инвестирования через открытые в Украине инвестиционные счета нельзя признать таким, которое противоречит Закону о режиме иностранного инвестирования как акту высшей юридической силы. Ведь в редакции самого Закона, так же, как и до внесения в него злополучных изменений 2009 года, попросту отсутствуют нормы, регулирующие эти аспекты осуществления инвестиций из-за рубежа.
Для примера обратим внимание на пункт 1.3. Положения о порядке иностранного инвестирования № 280, гласящий следующее:
Для осуществления иностранных инвестиций в Украину разрешается зачислять перечисленную из-за рубежа иностранную валюту исключительно 1 группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов …, и исключительно на инвестиционные счета. последующее использование средств с инвестиционного счета с целью их инвестирования в Украине осуществляется в гривне.
Этот пункт был внесен в Положение о порядке иностранного инвестирования № 280 постановлением Правления НБУ № 762 от 23.12.2009, а его, в свою очередь, Национальный Банк Украины принял как раз во исполнение появившегося в Законе о режиме иностранного инвестирования предписания об обязательном инвестировании исключительно через инвестиционные счета.
Тогда же в тексте Положения о порядке иностранного инвестирования № 280 появился и пункт 1.6., логически дополняющий пункт 1.3.:
«Уполномоченному банку запрещается зачислять иностранную валюту, перечисленную из-за рубежа с целью осуществления иностранным инвестором инвестиционной деятельности на территории Украины, на … текущий счет резидента (независимо от группы Классификатора). В таких случаях средства возвращаются на счет банка, с которого они поступили.
И тем же постановлением Правления НБУ № 762 от 23.12.2009 был изъят из текста Положения № 280 и ряд норм, предусматривающих и регулирующих возможность прямого инвестирования нерезидентами средств со своих зарубежных счетов на текущие валютные счета резидентов в Украине.
Вот и выходит, что если в части Закона о режиме иностранного инвестирования Украина, пусть пока еще не продвинувшись вперед, хотя бы вернулась на исходные (сравнивая с концом 2009 года) позиции, то вот в плане общего регулирования такого инвестирования радоваться и горячечно закрывать инвестиционные счета пока преждевременно.
Остается только надеяться, что Национальный Банк Украины, следуя курсом парламентариев, оперативно отреагирует на вступление анализируемых изменений в силу и соответствующим образом отредактирует Положение о порядке иностранного инвестирования № 280.Что же касается требований к регистрации иностранных инвестиций, то в заключение хочется отметить следующее.
Да, регистрация с момента вступления в силу проголосованного депутатами 27 апреля 2010 года Закона снова прекращает быть обязательной.
Тем не менее, принимая решение не регистрировать вносимую инвестицию, инвестор должен, прежде всего, обратить свой взгляд в будущее, а именно, задуматься о том моменте, когда он эту инвестицию попытается вернуть или, выражаясь словами нормативных актов, изъять. А это предполагает перечисление банком за рубеж инвестору иностранной валюты, что в прежние времена не всегда просто было осуществить даже при условии, что иностранная инвестиция на первоначальном этапе была зарегистрирована.
Происходило это по большей части в силу несовершенства Положения о порядке государственной регистрации иностранных инвестиций, утвержденного постановлением КМ Украины № 928 от 07.08.1996г., и довольно в общих чертах регулирующего процедуру регистрации инвестиций, что и в предыдущие годы позволяло чиновникам достаточно вольно трактовать его нормы на собственный вкус в зависимости от той или иной ситуации. Именно этим Положением снова придется руководствоваться инвесторам, желающим зарегистрировать свою осуществленную в Украину инвестицию в силу упразднения регистрации денежных инвестиций в порядке, установленном НБУ. И оно, по крайней мере пока, в действующей редакции, не готово к регистрации в качестве иностранных инвестиций, фактически внесенных в объекты инвестирования в гривне , как того требовало законодательство предшествующего периода.
Нельзя, безусловно, не согласиться с тем, что все эти недостатки действующего национального законодательства не меняют сути самого действия: если вклад инвестора в украинскую экономику подпадает под определение инвестиции в соответствии с международными соглашениями и конвенциями, то никто и ничто не лимит его возможности отстоять свою позицию в судебном порядке.
Вот только следует заметить, что процедура судебной защиты, и особенно в международном арбитраже, занятие не быстрое и затратное, а значит, она становится целесообразной (рентабельной) лишь при определенной сумме осуществленного инвестирования.
Именно поэтому, подводя итоги, хочется понадеяться, что вопросы улучшения инвестиционного климата не отойдут завтра на задний план, законодатели и новая власть доведут свои позитивные начинания до логического конца, а желающим активно инвестировать в Украину – посоветовать не торопиться и просто еще немного выждать.