Исполнительная работа « Взгляд юриста

Законодательство Украины нуждается в разработке действенного механизма исполнения судебных решений по делам, ответчиком в которых выступает государственный орган

Вопрос реального исполнения судебных решений всегда остается актуальным, поскольку является моментом восстановления нарушенного права. Безусловно, идеальным было бы добровольное исполнение должником судебного решения, вступившего в законную силу, что соответственно является его обязанностью. Однако на практике такие случаи встречаются крайне редко.

На первый взгляд, в действующем законодательстве Украины достаточно нормативно-правовых актов, которые не только гарантируют исполнение судебных решений, но и предусматривают ответственность, в том числе и уголовную, за их неисполнение.

Так в частности, статья 124 Конституции Украины устанавливает, что решение суда принимается именем Украины и является обязательным для исполнения на всей территории нашей страны.
Однако существует также немало норм действующего законодательства и судебная практика, которые дают возможность «законно» не исполнять судебные решения или отсрочить такое исполнение на неопределенный период времени. Ярким примером этого являются дела, в которых должником выступает государственный орган.

Процедурные аспекты

Условия и порядок исполнения решений судов, которые в соответствии с законом подлежат принудительному исполнению в случае их неисполнения в добровольном порядке, установлены в законе «Об исполнительном производстве». Гарантии государства по исполнению судебных решений о взыскании средств и обязательства совершить определенные действия относительно имущества и исполнительных документов, должником по которым является, в частности государственный орган, устанавливает закон Украины «О гарантиях государства по исполнению судебных решений ». Статья 3 указанного закона предусматривает, что выполнение решений суда о взыскании средств, должником по которым является государственный орган, осуществляется Государственной казначейской службой Украины в пределах соответствующих бюджетных назначений путем списания средств со счетов такого государственного органа, а при отсутствии у него соответствующих назначений – за счет средств, предусмотренных бюджетной программой для обеспечения выполнения решений суда. Таким образом, взыскатель по решению суда обращается в Государственную казначейскую службу Украины в сроки, установленные Законом Украины «Об исполнительном производстве», с заявлением об исполнении такого решения, а также  подает документы и сведения, необходимые для перечисления средств, согласно перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины. Перечисление средств взыскателю осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в Государственную казначейскую службу Украины необходимых для этого документов и сведений.

Механизм исполнения соответствующих судебных решений определяется Порядком исполнения решений о взыскании средств государственного и местных бюджетов или должников, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 августа 2011 года № 845

Бюджетная зависимость

Из вышеуказанных норм следует, что исполнение решения суда поставлено в зависимость от соответствующих бюджетных назначений и бюджетной программы для обеспечения такого исполнения. Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» для обеспечения исполнения решений суда, которые гарантированы государством, на этот год предусмотрено 153 921,6 тыс. грн. Эти средства будут направлены на обеспечение выполнения решений суда, по которым должником является и государственные органы, и государственные предприятия – юридические лица, принудительная реализация имущества которых запрещается в соответствии с законодательством. Учитывая также ситуацию с соблюдением нашим государством прав человека, выполнением своих договорных обязательств, очевидно, что этих средств будет недостаточно для выполнения всех судебных решений.

Таким образом, если у взыскателя есть вступившее в законную силу судебное решение о взыскании средств с государственного органа, срок предъявления исполнительного документа по которому не пропущен, подав необходимые документы в Государственную казначейскую службу Украины, в порядке очередности, можно ожидать, что такое судебное решение будет выполнено. Однако это только при условии, что средства по бюджетной программе не закончились.

Сложнее ситуация, когда исполнению подлежит решение суда об обязательстве государственного органа совершить определенные действия относительно имущества. Согласно статье 7 закона Украины «О гарантиях государства по исполнению судебных решений» решение суда об обязательстве совершить определенные действия относительно имущества, должником по которым является государственный орган, осуществляется в порядке, установленном законом «Об исполнительном производстве». В случае если такое решение суда не выполнено в течение двух месяцев со дня вынесения постановления об открытии исполнительного производства, государственный исполнитель обязан обратиться в суд с заявлением о замене способа и порядка исполнения решения суда.

Как показывает судебная практика, в частности в административных делах об обязательстве государственного органа осуществить начисление и выплату социальных платежей, эта категория судебных решений осуществляется без учета особенностей, установленных законом «О гарантиях государства по выполнению судебных решений», а заявления о замене способа и порядка исполнения решения суда остаются без удовлетворения.

Так, в определении Высшего административного суда Украины (ВАСУ) от 17 апреля 2013 года по делу № К/9991/26156/11 указано, что отказывая в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения, суды предыдущих инстанций обоснованно исходили из следующего. Согласно требованиям статьи 21, 105, 162 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины и специальным законодательным актам, подлежащим применению в делах по социальным правоотношениям, эти правоотношения носят публично-правовой характер. Суд может признать действия ответчиков законными или незаконными, и в случае незаконности их действий обязать провести начисление или перечисление и выплату причитающихся сумм в соответствии с законом, а не принять решение о взыскании конкретных сумм.

Не подлежат удовлетворению и иски, в которых сторона просит взыскать с государственного органа конкретную сумму, что подтверждается определением ВАСУ от 24 апреля 2013 года по делу № К-42731/09. В этом решении указано, что способами защиты нарушенных прав истца в спорных правоотношениях является признание действий противоправными и обязательство осуществить начисление помощи, а определение конкретного размера суммы относится к компетенции ответчика.

Такая же позиция изложена ВАСУ в информационном письме от 13 июня 2012 года № 1483/12/13-12 где указано, что при рассмотрении вопроса о полномочиях суда при решении таких дел необходимо учитывать позицию Верховного Суда Украины (ВСУ), изложенную в постановлении от 28 октября 2008 года. ВСУ указывает, что установив нарушение ответчиком норм права, регулирующих спорные отношения, административный суд должен признать такие действия противоправными и обязать ответчика осуществить начисление и выплату причитающихся сумм в соответствии с законом, а не принимать решение о взыскании конкретных сумм. Это правило подлежит применению при решении вопроса об изменении или установлении способа и порядка исполнения судебного решения.

Таким образом, закон «О гарантиях государства по исполнению судебных решений» при исполнении судебных решений об обязательстве совершить определенные действия, носит декларативный характер, поскольку ни действующее законодательство Украины, ни судебная практика не дают реальной возможности применить его особенности.

Итак, как и в дальнейшем, обращение в Европейский суд по правам человека, остается единственной возможностью осуществить реальную защиту и восстановление нарушенного права.

Микласевич Оксана