Как частному акционеру предприятия строить взаимоотношения с государством – акционером? Это бывает достаточно сложно, особенно если у государства блокирующий или контрольный пакет акций. Такой собственник всегда требует своё – дивиденды, не желая при этом решительно ничего инвестировать. Попробуем рассмотреть, насколько же отличается этот акционер от всех прочих, как далеко простираются его полномочия, и как они изменятся после вступления в силу закона «Об акционерных обществах».
Без исключений
Действующим законодательством Украины не предусмотрены какие-либо исключительные права или обязанности для акционера – государства Украина, в сравнении с другими участниками акционерных обществ: юридическими и физическими лицами. Государство, будучи одним из участников акционерного общества наряду с другими акционерами – собственниками акций такого общества, наделено теми же правами и несет те же обязанности, что и последние.
Вместе с тем, возможности Государства (как и любого другого акционера) эффективно реализовать большинство из предоставленных законом акционеру прав зависят от размера его участия в уставном фонде акционерного общества (количества акций, пребывающих в государственной собственности).
Например: – владение пакетом «10% +1 акция» предоставляет акционеру право созывать внеочередное общее собрание с необходимой для него повесткой дня; вносить изменения в повестку дня; контролировать регистрацию акционеров, прибывших на общее собрание; требовать от ревизионной комиссии проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности общества.
– владение пакетом «25% +1 акция» дает возможность акционеру дополнительно, кроме указанных выше полномочий, заблокировать принятие решение по вопросам прекращения общества и внесения изменений в статут, то есть, по вопросам, для принятия которых необходимо ? голосов,причем, эта возможность реализуется даже при 100% кворуме.
– пакет «50% +1 акция» позволяет дополнительно блокировать принятие любого решения путем как игнорирования общего собрания, что ведет к отсутствию кворума, так и путем голосования против внесенных в повестку дня вопросов.
– пакет «60% +1 акция» дает возможность акционеру в любое время созывать собрание, но не только созывать, а фактически самостоятельного его проводить, даже в том случае, если все другие акционеры на собрание не явятся. Вместе с тем, при условии 100% явки, вне досягаемости для такого акционера останутся вопросы ликвидации общества и внесение изменений в его учредительные документы.
– 75% +1 акция и больше акций, дают их владельцу абсолютный контроль над предприятием, поскольку такой акционер может контролировать созыв и проведение собрания в любое время, по любому поводу, с любой повесткой дня и принятием на этом собрании выгодных именно для него решения по всех вопросах повестки дня без исключения.
Как известно, 29 апреля 2009 вступает в действие Закон Украины «Об акционерных обществах». В отличие от положений ныне действующего законодательства, в некоторых описанных выше случаях Закон по иному подходит к их регулированию.
В соответствии с предложенными новациями обладатель (ли) 5% пакета + 1 акция (ранние 10% +1 акция) имеет право требовать включить в повестку дня любого вопроса. При этом исполнительный орган (правление) не имеет право не включать предложенные таким акционером вопросы в повестку дня.
Расширен перечень вопросов, требующих ? голосов от общего количества участников для их позитивного решения. К ним относятся теперь следующие вопросы повестки дня:
– внесение изменений в статут общества,
– аннулирование выкупленных обществом у своих акционеров акций,
– изменение типа общества (публичные и частные),
– размещение акций,
– увеличение/уменьшение статутного капитала общества,
– прекращения общества (выделение, ликвидация).
Таким образом, акционер с частью менее 75% голосов не сможет самостоятельно без участия других акционеров принять решения по указанным вопросам.
Тяжкая доля
Наличие государственной доли в уставном капитале предприятия приносит дополнительные сложности при определенных финансовых процедурах и сделках. Рассмотрим эти случаи по отдельности:
1. Отчуждение акций.
Если говорить об акционерных обществах открытого типа, нужно отметить, что процедура продажи акций участника ОАО не предусматривает преобладающего права других акционеров на их приобретение, и, соответственно необходимости обращения к ним продавца-акционера с соответствующим предложением. Другое дело, когда речь идет об отчуждении пакета акций или части акций, принадлежащих Государству. Продажа корпоративных прав Государством происходит исключительно в рамках приватизации государственного имущества, что предусматривает, как правило, конкурсные условия продажи. Учитывая это обстоятельство, увеличение доли в уставном капитале за счет приобретения акций, принадлежащих Государству, возможно только в процедуре приватизации, которая является намного сложнее, чем обычная сделка купли-продажи или мены. Безусловно, это обстоятельство существенно осложняет жизнь действующим акционерам обществ с государственной долей, желающим увеличить свою долю в уставном фонде за счет акций, принадлежащих Государству.
2. Привлечение кредитов.
Решение о привлечении кредитных средств может приниматься общим собранием общества или его исполнительным органом (правлением). Это зависит от объема и распределения полномочий, предоставляемых этим органам в соответствии с уставом общества, а также размера привлекаемых средств. Привлечение кредита, в случаях, если решении такого вопроса отнесено к компетенции общего собрания, при условии наличия блокирующего пакета в государственной собственности, будет требовать необходимости поддержания такого решения представителем Государства–акционера.
3. Банкротство.
Законодательство Украины предусмотрен ряд особенностей по регулированию процедуры банкротства, в случаях наличия в структуре собственности предприятия-должника государственной доли.
Так, дела о банкротстве горных предприятий (горнодобывательные, шахты, рудники, копальни, карьеры, разрезы, обогатительные фабрики), созданных в процессе корпоратизации и приватизации, в уставном капитале которых доля Государства составляет не менее 25% и продажа которых не началась, могут быть возбужденны не раньше чем через один год, начиная с момента исполнения плана приватизации или размещения акций.
На стадии санации в процессе банкротства предприятия-должника с государственной долей в УФ более 50%, управляющий санацией обязан предварительно согласовывать план санации с органом, уполномоченным управлять государственным имуществом. В соответствии с законодательством, таки органом может выступать ФГИ Украины, Министерства, другие органы центральной исполнительной власти.
На стадии ликвидации предприятия-должника, в уставном фонде которого государственная доля составляет более 25%, хозяйственный суд включает в состав ликвидационной комиссии представителей государственного органа по вопросам банкротства.
Указанные особенности, установленные законом, дают как преимущества, так и недостатки, это зависит от того, с какой целью акционеры используют предоставленные возможности.