Конкурентная распродажа « Взгляд юриста

Впоисках дополнительного источника наполнения казны, правительство выступило с очередной законодательной инициативой. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, направленный на обеспечение конкурентной продажи государственного имущества, а именно корпоративных прав.

Предложенный законопроект, по мнению правительства, должен стать на защиту интересов государства как собственника-участника хозяйственных обществ. Или, другими словами, позволит продавать государственную собственность по цене выше рыночной.В соответствии с действующим законодательством, акционеры или участники хозяйственного общества, в уставном капитале которого принимает участие государство, за исключением компаний с 100% государственной долей и ОАО, имеют преимущественное право на приватизацию государственного пакета (или его части) путем выкупа, то есть, без применения конкурентных способов, по цене, установленной экспертным путем.

Таким образом, в случае принятия решения о продаже государством принадлежащих ему корпоративных прав, потенциальными покупателями становятся, в первую очередь, совладельцы компании. Подобный механизм часто использовался для получения полного контроля над предприятием через реализацию другими участниками своего преимущественного права на выкуп корпоративных прав государства.

Кроме прочего, наличие преимущественного права допускает возможность злоупотребления этим правом. Это, к примеру, может выражаться в судебном обжаловании договоров купли-продажи корпоративных прав государства – если один или несколько миноритарных акционеров не получали уведомления с предложением о приобретении госпакета акций, в связи с чем было нарушено их преимущественное право на выкуп. Как следствие, такой акционер может просить признать за ним право собственности на проданный государством пакет акций. Причем такой ход событий может быть реализован и через несколько лет после фактической продажи государственной доли, провоцируя тем самым корпоративный конфликт.

Заметим, что реализация такого сценария возможно исключительного в отношении хозяйственных обществ в форме ООО или ЗАТ.

Новый законопроект предлагает отказаться от такой «порочной» практики и продавать корпоративные права государства исключительно с применением конкурентных способов, а именно через фондовую биржу.

При таком варианте решения вопроса, существующие в данное время преимущества совладельцев компаний с государственной частью в имуществе будут сведены на нет, поскольку они будут поставлены в равные условия с другими потенциальными инвесторами.

По состоянию на 1 января 2009, по данным реестра корпоративных прав государства, учитывается 811 хозяйственных обществ, в уставном капитале которых присутствует государственная доля. Из них 698 акционерных обществ (из которых 98 ЗАО), 83 общества с ограниченной ответственностью, а также 30 национальных акционерных компаний и государственных холдинговых компаний.

В сравнении с предыдущим годом, общее количество таких обществ уменьшилось на 122 компании. В период с 2007 по 2009 гг. количество компаний с государственной долей сократилось на 160 предприятий.

При этом количество ООО с государственной долей за два года уменьшилось на пять компании, а ОАО и ЗАО – на 155.

Таким образом, в прицеле комментированных правительственных инициатив находиться 181 компания.

Приведут ли запланированные мероприятия к достижению цели, начерченной правительством?

Скорее всего, нет, и свидетельство тому – ряд обстоятельств.

Первое. Поскольку обязательная аукционная процедура и так существует в отношении продажи акций ОАО, а компаний в форме ЗАО и ООО относительно не так много, не следует ожидать существенных поступлений в бюджет от продажи последних.

Второе. Предлагая торговать корпоративными правами на бирже, нужно помнить о такой процедуре, как листинг, то есть, допуск к торгам. Как известно, подготовка к листингу требует немалых средств.

Третье. Проблематичной видится продажа доли государства в ООО через биржу. В комментированном законопроекте предлагается продавать корпоративные права на «организационно оформленных рынках ценных бумаг», то есть, на фондовой бирже. Напомним, что ООО не эмитирует ценных бумаг, удостоверяющих наличие корпоративных прав у их держателя.

Четвертое. Неясна судьба предложенных на бирже к продаже корпоративных прав государства, на случай, если они не будут востребованы. В соответствии с правилами приватизации объектов группы В, которые будут применятся в отношении корпоративных прав государства, орган приватизации предлагает их за деньги по цене на уровне половины номинальной стоимости акций участникам общества, которые приобрели акции на льготных условиях. Подобный недочет вполне реально может обеспечить очередную лазейку для «дешевой» приватизации.

Шаповал Богдан