По результатам налоговых проверок перед налогоплательщиком не редко возникает проблема обжалования не только налогового уведомления-решения (НУР), то и факту совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 163-1 Кодексом Украины об административных правонарушениях (КУАП).
Напомним, что согласно этой статьи предусмотрена ответственность за отсутствие налогового учета, нарушение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленного законом порядка ведения налогового учета, в том числе непредставление или несвоевременное представление аудиторских заключений, представление которых предусмотрено законами Украины.
В начале февраля с.г. года Министерство доходов и сборов Украины (Миндоходов) в своем Письме от 31.12.2013 г. № 2025/9/99-9910-04-02-10/6095 относительно предложения об определении датой совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 163-1 КУАП, в случае составления НУР по результатам проверок за одни и те же нарушения, даты согласования налогового обязательства, пришло к мнению, что такое предложение противоречит положениям действующего законодательства и является необоснованным.
В качестве основания Миндоходов указало, что финансовая ответственность применяется к предприятию, а административная – к руководителю и иным должностным лицам предприятия, поэтому не следует отождествлять эти разные по сути ответственности.
Кроме того, факт совершения административного правонарушения в сфере налогообложения может быть установлен в процессе проведения проверки или по ее результатам (после составления акта проверки). При этом законодатель ограничил как сроки, в пределах которых на правонарушителя может быть наложено административное взыскание, так и срок рассмотрения дела об административном правонарушении.
В то же время, дела об обжаловании налоговых уведомлений-решений рассматриваются административными судами по правилам Кодекса Украины об административном судопроизводстве, которым определены иные сроки рассмотрения спора в судах всех инстанций, а у плательщика сохраняется право на обжалование в судебном порядке налогового уведомления-решения в течение 1095 дней с момента получения такого решения.
Исходя из указанного, по мнению Миндоходов, внесение предложенных изменений сделает невозможным привлечение к административной ответственности виновных лиц в течение указанного срока.
Однако отстаивая указанную позицию, налоговый орган немного «лукавить» относительно преград для привлечения к ответственности, ведь согласование соответствующих сроков возможно путем внесения изменений в статью 38 КУАП в части установления специальных сроков привлечения к ответственности по статье ст. 163-1 КУАП.
Кроме того, срок на обжалование в судебном порядке НУР в течение 1095 дней с момента получения такого решения, и строки согласования налогового обязательства — это разные независимые друг от друга процессуальные сроки.