Лукавая позиция Миндоходов « Взгляд юриста

По  результатам налоговых проверок перед налогоплательщиком не редко  возникает проблема обжалования не  только  налогового  уведомления-решения (НУР),  то и факту совершения административного  правонарушения, предусмотренного статьей 163-1 Кодексом Украины об  административных правонарушениях  (КУАП).

Напомним, что согласно этой  статьи  предусмотрена ответственность  за отсутствие налогового учета, нарушение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленного законом порядка ведения налогового учета, в том числе непредставление или несвоевременное представление аудиторских заключений, представление которых предусмотрено законами Украины.

В начале февраля с.г.  года  Министерство доходов и сборов Украины  (Миндоходов)  в своем Письме от 31.12.2013 г. № 2025/9/99-9910-04-02-10/6095 относительно предложения об определении датой совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 163-1 КУАП, в случае составления  НУР по результатам проверок за одни и те же нарушения, даты согласования налогового обязательства, пришло к мнению, что такое предложение противоречит положениям действующего законодательства и является необоснованным.

В качестве основания Миндоходов указало, что финансовая ответственность применяется к предприятию, а административная – к руководителю и иным должностным лицам предприятия, поэтому не следует отождествлять эти разные по сути ответственности.

Кроме того, факт совершения административного правонарушения в сфере налогообложения может быть установлен в процессе проведения проверки или по ее результатам (после составления акта проверки). При этом законодатель ограничил  как сроки, в пределах которых на правонарушителя может быть наложено административное взыскание,  так и срок рассмотрения дела об административном правонарушении.

В то же время, дела об обжаловании налоговых уведомлений-решений рассматриваются административными судами по правилам Кодекса Украины об административном судопроизводстве, которым определены иные сроки рассмотрения спора в судах всех инстанций, а у плательщика сохраняется право на обжалование в судебном порядке налогового уведомления-решения в течение 1095 дней с момента получения такого решения.

Исходя из указанного, по мнению Миндоходов, внесение предложенных изменений сделает невозможным привлечение к административной ответственности виновных лиц в течение указанного срока.

Однако отстаивая указанную  позицию, налоговый орган  немного «лукавить» относительно преград для привлечения к ответственности, ведь согласование соответствующих  сроков возможно  путем внесения  изменений  в статью  38 КУАП  в части установления  специальных сроков привлечения к ответственности  по  статье  ст. 163-1 КУАП.

Кроме того, срок на обжалование в судебном порядке НУР в течение 1095 дней с момента получения такого решения, и строки согласования налогового обязательства —  это разные   независимые  друг от  друга  процессуальные сроки.

Форсюк Вита