Маркетинг и НДС « Взгляд юриста

Для колонки: «Налогообложение» в газете «Юридическая практика» № 12

Государственная фискальная служба Украины в своем письме от 2 марта 2016 года №4539/6/99-99-19-02-02-15 (далее – Письмо) предоставила разъяснение относительно налогового кредита, который формируется по операциям приобретения (получения) за свой счет рекламных и маркетинговых услуг, связанных со сбытом продукции, реализуемой таким плательщиком по договору комиссии, которая не является его  собственностью.В Письме было указано, что приобретенные за счет комиссионера рекламные и маркетинговые услуги, связанные со сбытом продукции, реализуемой им согласно договору комиссии, являются услугами, предназначенными для использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности комиссионера.

Это значит, что такой комиссионер включает суммы НДС, уплаченные в стоимости вышеупомянутых маркетинговых и рекламных услуг, в состав налогового кредита в соответствии с пунктом 198.3 статьи 198 Налогового кодекса (НК) Украины от 12 декабря 2010 года № 2755-VI. При этом, налоговые обязательства, в соответствии с пунктом 198.5 статьи 198 НК, при приобретении таких услуг плательщиком, не начисляются, а сводная налоговая накладная не составляется и не регистрируется в Едином реестре налоговых накладных.

Такая позиция контролирующего органа полностью соответствует правовой природе этих правоотношений.

Так, в соответствии с положениями Гражданского кодекса от 16 января 2001 года договором комиссии является договор, согласно которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Комитент должен выплатить комиссионеру плату в размере и порядке, установленных в договоре комиссии. Часто такое вознаграждение составляет определенный процент от суммы, вырученной комитентом при продаже товара.

В соответствии с подпунктом 14.1.36 пункта 14.1 статьи 14 НК, хозяйственная деятельность – это деятельность лица, связанная с производством (изготовлением) и / или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, направленная на получение дохода и осуществляется таким лицом самостоятельно и / или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в пользу первого лица, в том числе по договорам комиссии, поручения и агентским договорам.

Следовательно, маркетинговые услуги предоставляются комиссионеру в рамках его хозяйственной деятельности (с целью получения им дохода).

Нечай Мирослава