На Гильермо дель Торо подали в суд за плагиат « Взгляд юриста

04 марта 2018 года состоится 90-я церемония награждения кинопремии «Оскар», которая безоговорочно является главным событием года в киноиндустрии.

Один из самых ярких номинантов 2017 года— фантастическая мелодрама «Форма воды»  мексиканского режиссера Гильермо дель Торо. Картина представлена в 13 номинациях.

В центре сюжета — любовь уборщицы из секретной правительственной лаборатории к таинственному монстру-амфибии, которого изучают военные и ученые на фоне эпохи холодной войны.

В главной роли снялась актриса Салли Хокинс, а сценарий написали сам режиссер дель Торо и сценарист Ванесса Тейлор. Фильм уже удостоен «Золотого льва» на фестивале в Венеции и двух «Золотых глобусов» — за режиссуру и музыку, теперь же многие кинокритики яро пророчат ему триумф и на «Оскаре». Среди призов, которые может получить картина, — «лучший режиссер», «лучшая актриса» и «лучший оригинальный сценарий». При этом «Форма воды» считается фаворитом премии Американской киноакадемии в главной категории «лучший фильм».

Казалось бы, все складывается идеально: благосклонность критиков, неплохие кассовые сборы и хвалебные отзывы зрителей, но тут на создателей фильма посыпались обвинения в плагиате.

Так, сын известного американского драматурга Пола Зиндела (Paul Zindel) заявил, что сценарий фильма дель Торо «явно основан» на пьесе его отца «Позволь услышать твой шепот» (Let Me Hear You Whisper) 1969 года.

«Мы шокированы тем, что крупная киностудия может сделать фильм, который очевидным образом похож на работу моего покойного отца, и никто не заметит этого и не обратится к нам для покупки прав», — сказал Зиндел-младший британской газете «The Guardian». Вскоре от его имени был направлен  иск в Окружной суд Калифорнии.

Пол Зиндел — автор множества книг, рассчитанных на детей и подростков. Он известен прежде всего по пьесе «Влияние гамма-лучей на поведение маргариток» (The Effect of Gamma Rays on Man-in-the-Moon Marigolds) – в 1971 году Зиндел получил за нее Пулитцеровскую премию.

Пьеса «Позволь услышать твой шепот» не настолько известна. Однако по ней также был поставлен одноименный телевизионный фильм (режиссером которого выступил Гленн Джордан), сценарий к нему написал сам драматург.

Некоторая схожесть с «Формой воды» у произведения действительно имеется — сюжет фильма рассказывает о немой уборщице, работающей в секретной лаборатории. Она влюбляется в живущее там существо-амфибию и пытается его спасти. В пьесе Зинделя также рассказывается об уборщице из секретной лаборатории, с той лишь разницей, что она пытается спасти живущего там дельфина.

Главное отличие между ними – в пьесе Зиндела речь идет о вполне земном дельфине, а не о подобии человека-амфибии, больше похожем на персонажа романа Александра Беляевафильма с Владимиром Кореневым и Анастасией Вертинской).

Ещё одно существенное различие — у дель Торо главная героиня не говорит, она немая и общается со своим визави с помощью языка жестов. В то время как у драматурга женщина может говорить. Финал у произведений тоже разный.

Необходимо отметить, что сходство между «Формой воды» и пьесой Зендела первыми заметили пользователи сети — вернее, сайта Hollywood Nerd.

Дэвид Зиндел в своем заявлении поблагодарил поклонников отца за то, что обратили его внимание на сходство двух произведений. Любопытно также и то, что по информации СМИ этот сайт принадлежит актрисе Рэйчел Стайл — которая также является супругой Зиндела-младшего.

Представители режиссера уже заявили, что все обвинения в плагиате не соответствуют действительности, а дель Торо не знаком ни с одним произведением писателя: «Гильермо дель Торо никогда не видел ни пьесу мистер Зиндела, ни поставленный по ней фильм. И если семья драматурга имеет какие-то вопросы по поводу «Формы воды», мы готовы к переговорам с ними», — приводит The Hollywood Reporter заявление кинокомпании.

Сам Гильермо дель Торо в интервью изданию Deadline объяснил, в чём разница между фантастической сказкой «Форма воды» и пьесой «Позволь услышать твой шёпот»:

«Я никогда не читал и не видел пьесу. Никогда о ней не слышал до того, как начал снимать “Форму воды”. Никто из моих коллег тоже про неё не упоминал. Я действительно не могу поверить, что эти обвинения были выдвинуты именно сейчас случайно. На мой взгляд, предельно ясно, зачем это было сделано. И, если честно, я испытал огромное облегчение, когда узнал, что действие переместилось с арены мнений на арену фактов и закона. В поданном иске про пьесу недвусмысленно говорится, что она повествует о дельфине, об экспериментах над животными, о том, как животное спасается бегством из научной лаборатории. “Форма воды” многим сложнее, у неё куда больше граней. Речь в фильме идёт не о животном, а о боге реки. Эти идеи не являются взаимозаменяемыми или эквивалентными. Это то же самое, что сказать, будто бы фильм “Инопланетянин” останется той же самой историей, если инопланетянина заменить на хомяка. Наша история более сложная, в ней есть русские шпионы, Холодная война, женская дружба и многое другое, что говорит об её оригинальности. Идею освобождения животных можно найти во многих фильмах – от “Проекта Икс” до “Всплеска”, от “Рождённой свободной” до “Освободите Вилли” и “Человека со звезды”, эпизодов мультсериалов “Эй, Арнольд” или “Симпсоны”. Можно было приплести всё, что угодно. Даже картину “День дельфина”, сценарий которой, к слову, был написан за пару лет до пьесы. Это не основополагающий элемент. И красота нашего фильма не сводится к одной детали из пьесы».

В интервью журналу «Written By» режиссер отметил, что идея фильма пришла к нему во время беседы с писателем Дэниелем Краусом (дель Торо был его соавтором в книге «Охотники на троллей», позже экранизированной для Netflix). Краус, кстати, является одним из продюсеров картины.

Постановщик добавил, что работает в киноиндустрии уже 25 лет и его репутация безупречна, он также всегда открыто говорил о том, что оказывало влияние на его творчество.

Кроме того, в интервью интернет-изданию «Медуза» дель Торо рассказал следующее: «В детстве я пошел в кинотеатр на «Тварь из Черной Лагуны» [фильм «Creature from the Black Lagoon» 1954 года, реж. Джек Арнольд] и увидел, как Джули Адамс плывет в своем белом купальнике, а под ней, невидимым, плывет Амфибия. Это было так прекрасно. Так все и началось для меня». При этом он отмечает, что с советским вариантом истории он не знаком.

Исход этого дела чрезвычайно интересен не только для поклонников сторон, но и для юристов, поскольку кинематографу известно достаточно примеров, когда те или иные сюжетные элементы повторяются из фильма в фильм. Этим «грешат» почти все супергеройские саги или боевики. К примеру, популярны истории, где главный герой – харизматичный секретный агент, который при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств в силу своего ума и способностей спасает мир от непобедимого злодея (фильмы о Джеймсе Бонде, «Миссия невыполнима» и пр.). Но, несмотря на ряд очевидных сюжетных совпадений, сходство главных героев и пр., и речи не идет о плагиате.

При рассмотрении дела суду предстоит решить, какие элементы являются первостепенными и такими, что определяют уникальность всего сценария (сходство между главными и второстепенными героями, их характерами, сюжетными поворотами и решениями, мотивацией, временным отрезком, эпохой и прочее), насколько эти идеи заимствованы из пьесы и «перенесены» (скопированы) в фильм, а также насколько существенны имеющиеся различия в произведениях.

К слову, «Форму воды» уже пытались обвинить в плагиате — внимательные зрители нашли в картине сходство с короткометражным фильмом «The Space Between Us», но Нидерландская киноакадемия уже выпустила заявление, в котором отметила, что фильмы «очень разные». Скандал удалось замять.

Как эти скандалы повлияют — и повлияют ли вообще — на шансы «Формы воды» получить «Оскар», узнаем совсем скоро.

Макарчук Анастасия