На сегодняшний день кинобизнес является одним из самых прибыльных во всем мире. От производства кино пополняются кошельки не только частных продюсеров, но и государственные бюджеты. Происходит это за счет внедрения абсолютно понятной и прозрачной системы стимулов для кинопроизводителей.
Различные системы
Исследуя международный опыт, можем утверждать, что такая система предусмотрена как для национальных, так и для иностранных кинопроизводителей, полностью оправдывает себя – продюсеры получают свою долю прибыли, при этом производят кино на выгодных для себя условиях, а государство, национальное законодательство которого предусматривает предоставление кинопроизводителю определенных льгот, пополняет свой бюджет за счет уплаченных таким кинопроизводителем налогов.
Но каким же образом действуют такие системы в различных странах Европы?
Одним из самых ярких примеров является Хорватия. Именно в этой стране состоялась часть съемок всемирно известного сериала «Игра престолов», и причиной тому стали не только невероятные хорватские пейзажи, но и достаточно дешевая рабочая сила, а также система налоговых льгот, о которой мы и ведем речь. В случае найма иностранным продюсером хорватских актеров и персонала, покупки различных товаров и услуг на территории Хорватии, продюсер имеет право получить 20-процентное возмещение от общей суммы квалифицированных растрат. Для этого иностранному продюсеру необходимо объединиться с местным сопродюсером (либо иным субъектом, предоставляющим услуги по кинопроизводству). Такой сопродюсер, в свою очередь, обращается в хорватский аудиовизуальный центр для получения окончательного разрешения на проведение съемок. При этом, продюсерам необходимо соответствовать целому ряду других требований. К примеру, обязательным является прохождение кинопроизводителем так называемого культурного теста (при этом, тест считается пройденным лишь в том случае, если из максимально возможных 37 баллов, минимум 7 набрано по результатам первой части теста, касающейся творческого взаимодействия, и минимум 4 набрано по результатам прохождения секции теста, которая касается непосредственно производства и использования хорватских ресурсов). Помимо культурного теста, продюсерам необходимо обращать внимание на то, что в случае сьемок на территории Хорватии рекламных роликов, реалити-шоу либо же мыльных опер – им не стоит рассчитывать на компенсацию, поскольку льготы предоставляются только лишь в случае сьемок художественных, документальных, короткометражных либо же анимационных фильмов. Помимо того, определенные ограничения установлены и для сумм понесенных растрат. Так, максимальная сумма квалифицированных трат не может превышать 20 миллионов кун, а в случае проведения сьемок документальных и художественных фильмов, сумма понесенных кинопродюсером растрат не должна быть меньше чем 300 тысяч кун и 2 миллиона кун соответственно.
Придерживаясь всех установленных законодательством условий и предоставив надлежащие доказательства выполнения таких условий, кинопродюсеры имеют право на получение возмещения уже по окончанию кинопроизводства. Хотя, к примеру, в Венгрии доступен несколько другой вариант. Кинопродюсеры имеют возможность получить предварительное финансирование. Такое финансирование государственных субсидий и НДС предоставляют банки, взимая за свои услуги определенный процент, размер которого зависит уже от условий договора между банковским учреждением и продюсером.
Помимо того, следует обратить внимание на тот факт, что финансовая поддержка кинопроизводства может осуществляться плательщиками корпоративного налога – резидентами Венгрии. В случае предоставления такой поддержки осуществляется так называемое двойное списание – на сумму предоставленной помощи уменьшается сумма налоговой задолженности и база налогообложения соответствующего субъекта. Также финансовая поддержка может предоставляться путем возврата определенного процента квалифицированных растрат (путем постфинансирования).
Вместе с тем, законодательство Венгрии также устанавливает ряд условий, необходимых к выполнению кинопродюсером для получения суммы возмещения. Такие условия касаются как самого кинопроизводителя, к примеру – необходимость регистрации в Национальном кино бюро и заключение договора иностранного кинопроизводителя с зарегистрированной венгерской компанией и т. д. Так и непосредственно самого кинопродукта – право на получение возмещения предоставляется только в случае производства художественных фильмов, сериалов, документальных и анимационных фильмов. При этом порнографические фильмы, фильмы, отличающиеся особой жестокостью, рекламы, реалити-шоу и мыльные оперы из списка фильмов, дающих право на возмещение, исключены. Помимо того, фильм должен быть представлен к прохождению культурного теста и набрать по его результатам минимум 16 баллов.
В Чехии кинопроизводитель имеет возможность получить 20-процентное возмещение за квалифицированные чешские растраты и 10 % за квалифицированные международные растраты (растраты на оплату труда актерского состава и персонала нерезидентов, которые не платят подоходный налог в Чехии, но которые являются плательщиками подоходного налога в стране своего резидентства). Как и в Хорватии, и в Чехии, обязательным этапом в получении возмещения является прохождение культурного теста. Также в Чехии установлены минимальные суммы растрат на производство фильма – для художественных фильмов такая сумма составляет 545 тысяч евро, для театрального документального фильма – 109 тысяч евро, и в случае проведения сьемок эпизодических фильмов кинопроизводитель должен потратить как минимум 363 тысячи евро на каждый эпизод такого фильма. Непосредственно сама сумма компенсации выплачивается в конце производства при условии подачи аудиторской отчетности трат.
В Великобритании налоговые льготы в виде предоставления возмещения суммы трат могут быть получены британскими квалифицированными фильмами, которые также проходят культурный тест или квалифицируются как официальное совместное производство. При этом фильмы должны быть предназначены для кинопроката, а на производство фильма как минимум 10 % бюджета должно быть потрачено именно в Великобритании. Следует обратить внимание на то, что верхний предел суммы компенсации законодательством Британии не установлен, а кинокомпания, ответственная за производство фильма должна находиться в пределах сети корпоративного налога Великобритании. Помимо вышеуказанных общих требований, британский законодатель устанавливает также ряд условий для каждого отдельного жанра. К примеру, если речь идет об анимационных фильмах, как минимум 51 % общих растрат должны быть непосредственно на анимацию, а сама программа не должна быть одной из перечня исключенных. В случае с детскими программами, как минимум 51 % общих растрат должны быть именно на «живое действие», а целевая аудитория такой программы состоять из лиц в возрасте до 15 лет. Для игровых шоу одним из условий также является размер призового фонда, который не может превышать одну тысячу фунтов стерлингов.