Негарантийный ремонт « Взгляд юриста

Для колонки: Налогообложение в газете “Юридическая практика” №32-33

Не смотря на усилия Министерства доходов и сборов Украины (Миндоходов) изменить свой имидж с фискальной службы на сервисную, она никак не может избавиться от «творческого» толкования положений Налоговый кодекс (НК) Украины, последний  образец которого  Письмо от 18 июня с.г. № 5135/6/99-99-19-03-02-15-13 «О гарантийном ремонте (обслуживании) и гарантийной замене товаров украинскими компаниями, которые являются импортерами и продавцами технически сложных бытовых и других товаров» (Письмо).

В  Письме отмечено, что согласно подпункту 140.1.4 пункта 140.1 статьи 140 НК Украины при определении объекта налогообложения учитываются такие расходы двойного назначения, как любые расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, проданных налогоплательщиком, стоимость которых не компенсируется за счет покупателей таких товаров, в размере, соответствующем уровню гарантийных замен, принятых / обнародованных плательщиком налога, которые включаются в состав прочих расходов.

Согласно пункту 22 статьи 1 Закона Украины от 12 мая 1991 № 1023-XII «О защите прав потребителей» (Закон), потребитель – это  физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать продукцию для личных потребностей, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника. Основываясь, на указанной норме Закона, Миндоходов пришло к выводу, что при определении объекта налогообложения гарантийные расходы относительно товаров, проданных юридическим лицам, не могут быть учтены, поскольку на них не  распространяются нормы законодательства по вопросам защиты прав потребителей.

В случае осуществления гарантийных замен товаров плательщик обязан вести учет покупателей, получивших такую замену товаров или услуги по ремонту (обслуживанию).
По мнению налогового органа, юридические лица (в том числе центры сервисного обслуживания) или физические лица – предприниматели, предоставляющие услуги по гарантийным ремонта (обслуживанию) или осуществляющие гарантийную замену товаров, обязаны самостоятельно в бумажной или в электронной форме вести Книгу учета.

Поскольку продавцы (импортеры) несут расходы на предоставляемые услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замены товаров, то и на них распространяются упомянутые ограничения в части товаров, проданных юридическим лицам.
Вывод налогового органа о невозможности включить в расходы гарантийных расходов относительно товаров, проданных юридическим лицам, достаточно спорный, и не соответствует положениям НК Украины, ведь определяя субъектов ремонта, ведет речь о «покупателях», а не в «потребителях», понятие которых в гражданском праве соотносится как общее и частное.

Ведь Законустанавливает дополнительные механизмы защити прав отдельной категории покупателей – физических лиц, в то же время никоим образом не отменяя общие гарантии для других категорий покупателей, предусмотренные статьями  675 и 676 Гражданского кодекса Украины.

Форсюк Вита