14 ноября 2012 года Высший административный суд высказался относительно возможности признания сделок ничтожными на основании акта налоговой проверки.
Согласно изложенной в соответствующем постановлении позиции кассационный суд указал, что в силу установленной статьей 204 ЦК презумпции правомерности сделки, договор считается правомерным, если иное не установлено судом либо его недействительность прямо не установлена законом.
Исходя из этого суд обратил внимание, что закрепленное статьей 204 ЦК условие ничтожности «установлено судом» или «установлено законом» никак не равносильно «установлено актом налоговой проверки»:
Головною підставою вважати правочин нікчемним являється її недійсність, встановлена законом. Саме законом, а не Актами, які б факти в цьому акті не були відображені. Вказані ж в Акті висновки є суто суб’єктивною думкою державного податкового ревізора-інспектора, оскільки були зроблені за відсутності інформації, яка надається в передбаченому законодавством порядку.
При этом Высший админсуд, со ссылкой на пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда о недействительности сделок, указал, что даже при наличии признаков ничтожности договора, налоговые органы наделены только правом на обращение в суд с отдельным исковым требованием на взыскание в доход бюджета доходов, полученных от ничтожной сделки.
Но при этом ни одним из действующих законов Украины не предусмотрено право органа налоговой службы самостоятельно, во внесудебном порядке, признавать недействительными договоров, а так же данных, указанных плательщиком налогов в налоговых декларациях.
Посилання відповідача на частини 1, 5 статтю 203, частини 1, 2 статті 215, статтю 216 ЦК України є безпідставним, так як зазначені норми можуть використовуватися лише при визнанні правочинів недійсними в судовому порядку.
Вказані висновки підтверджуються і ст. 20 Податкового кодексу України, відповідно до якої органам державної податкової служби України не надано повноважень щодо визнання тих чи інших угод (правочинів) недійсними та/або нікчемними.
На этом основании Высший административный суд отменил принятые низшими судами решения, и принял новое, которым удовлетворил иск и отменил налоговое решение.
Отдельный интерес вызывает позиция ВАСУ в отношении самой возможности признания сделок ничтожными на основании нарушения ними публичного порядка.
По мнению ВАСУ, сделка может признаваться ничтожной только в том случае, если доказана неправомерная цель, которую преследовало юрлицо в момент её заключения. Эта цель должна быть доказана через цель физического лица, подписавшего сделку. А ввиду того, что наличие такой цели влечет за собой уголовную ответственность, то она не может подтверждаться ничем иным кроме приговора суда.
Таким чином, відповідачем не доведено, а судами першої та апеляційної інстанції не встановлено, наявності мети, завідомо суперечної інтересам держави і суспільства, а також існування умислу у позивача чи його контрагента, як обов’язкової ознаки для визнання правочину недійсним та застосування адміністративно-господарських санкцій. Хоча факт порушення публічного порядку повинен бути доведеним певними засобами доказування.
Інший підхід потенційно надасть можливість посадовим особам державних органів на власний розсуд оголошувати будь-який правочин недійсним (нікчемним) без звернення до суду, що не є правильним виходячи з загальних засад судочинства.
Очевидно, данное постановление Высшего админсуда попадет в Верховный Суд, и его позиция по этому вопросу может повлиять на ход выполнения Государственного бюджета.
К слову сказать, данная позиция хоть и противоречит прошлогоднему письму ВАСУ согласно которому принцип презумпции законности договора в налоговых отношениях не действует. Но как показывает последняя практика Высшего админсуда, на данном этапе суд активно ссылается на статью 204 ЦК как на основание для непринятия доводов налоговой относительно признания недействительными сделок на основании налогового акта (см. решения от 19.11.2012, от 13.11.2012, от 08.11.2012, от 07.11.2012 и многие другие).