22 декабря 2014 года в Верховном Совете Украины был зарегистрирован Проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины (касательно налоговой реформы)» № 1578 (далее – Проект Закона, Проект реформы).
Проект реформы предусматривает объединение 22 существующих налоговых платежей в 9, но вместе с тем налоговое бремя, которое ложится на плательщиков в связи с таким объединением, не ослабевает, а в некоторых случаях даже усиливается.
Один из таких случаев мы наблюдаем, анализируя предложения, касающиеся налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (далее – налог на недвижимость).
К сожалению, Проект Закона при исчислении базы налогообложения налога на недвижимость, предлагает снова отталкиваться от площади такого имущества, а не от его стоимости. Такой подход не учитывает следующие особенности взимания данного налога:
- во-первых, сумма налогового обязательства, например, для квартиры в центре столицы будет равна сумме платежа за гаражное помещение такой же площади в зоне АТО;
- во-вторых, на сумму налогового обязательства в таком случае не влияет состояние имущества (пригодно к использованию, находится в аварийном состоянии и т.д.).
При этом, хотя формально Проектом закона и предусматривается дифференцированный подход к определению ставки налога в зависимости от местоположения (зональности) и типов объектов, фактически эти законодательные положения недееспособны из-за отсутствия планов зонирования территорий в большом количестве населенных пунктов и методики расчетов зависимости между типом объекта недвижимости и ставкой налога.
Проектом предполагается внесение изменений в объект налогообложения путем включения в него объектов нежилищной недвижимости, упразднения льгот в налогообложении садовых и дачных домов, а также объектов недвижимости, которые принадлежат детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, детям-инвалидам, многодетным, приемным или малоимущим семьям, опекунам и попечителям детей.
Упраздняются также льготы для объектов недвижимости, площадь которых не достигает установленных законом ограничений.
Нормы Проекта, касающиеся налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса и самостоятельного определения ставки налога местными советами, содержат в себе оценочные понятия и положения, несогласованные с нормами действующего законодательства.
В таком виде налог на недвижимость станет чрезвычайно обременительным для социально незащищенных слоев населения.