С момента принятия Налогового кодекса (НК) Украины стало привычным, что с первого января налогоплательщики приходиться изучать очередные в него изменения, и, к сожалению, 2014 год, не стает исключением. В этой статье попытка систематизации основных из них.
Так, с 1 января в целях амортизации установлено в размере 2 года минимальный срок полезного использования нематериальных активов, не имеющих ограничения срока действия права пользования в соответствии с правоустанавливающим документом. Максимальный срок по-прежнему составляет 10 лет непрерывной эксплуатации.
Порядок налогообложения операций с долговыми требованиями и обязательствами дополнен правилом, согласно которому случае размещения налогоплательщиком долговых ценных бумаг выше/ниже номинальной стоимости, прибыль / убыток от их размещения относится в состав его доходов/расходов в налоговый период, в течение которого произошло погашение / выкуп таких ценных бумаг.
Отменяется обязанность налогоплательщиков, которые обеспечили внедрение энергоэффективных мероприятий и энергоэффективных проектов, ведения отдельного учета убытков от таких проектов. С января они должны вести только учет прибыли в порядке , предусмотренном пунктом 152.11 статьи 152 НК Украины .
С 1 января субъекты хозяйствования – плательщики налога на прибыль подают финансовую отчетность по отчетным периодам 2014 года с учетом налоговых разниц. В то же время, подпункт 46.2 статьи 46 НК Украины предусмотрел, что указывать в составе финансовой отчетности временные и постоянные налоговые разницы это право, а не обязанность, как было установлено в предыдущей редакции нормы.
Отменяется необходимость уплаты штрафов для налогоплательщиков – работодателей, в случае подачи ими уточняющей декларации вследствие перерасчета налога с доходов физических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 169.4 статьи 169 НК Украины. Такой перерасчет суммы доходов, начисленных в виде заработной платы, а также суммы предоставленной налоговой социальной льготы, осуществляется работодателем:
а) по результатам каждого отчетного налогового года при начислении заработной платы за последний месяц отчетного года ;
б) при проведении расчета за последний месяц применения налоговой социальной льготы при изменении места ее применения по самостоятельному решению работника ;
в ) при проведении окончательного расчета с работником, который прекращает трудовые отношения с таким работодателем.
Кроме того штрафные санкции за ошибки в налоговом расчете по форме 1ДФ не применяются, если недостоверные сведения не привели к уменьшению либо увеличению налоговых обязательств налогоплательщика.
С 1 января значительно упрощен учет налогоплательщиков. Теперь налогоплательщик не должен сообщать об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, в контролирующие органами по их месту нахождения. Соответствующее уведомление должно быть осуществлено только по основному месту учета налогоплательщика. Однако налогоплательщик все еще обязан подавать соответствующее заявление для постановки на учет по не основному месту в случае создания обособленного подразделения или регистрации движимого или недвижимого имущества
Статья 63 НК Украины дополнена пунктом 63.13, согласно которому на Министерство доходов и сборов возложена обязанность по обнародованным на едином государственном регистрационном веб – портале юридических лиц и физических лиц – предпринимателей и собственном официальном сайте данных о постановке на учет в качестве налогоплательщиков юридических лиц, их обособленных подразделений и самозайнятых лиц не позднее следующего рабочего дня после постановки на учет. Доступ к таким веб – порталу и веб-сайту будет бесплатный и свободный. Указанные данные будут содержать такие сведения о налогоплательщиках, как налоговый номер, наименование для юридического лица или фамилия, имя, отчество для физического лица , местонахождение, дата и номер записи о взятии на учет, наименование и идентификационный код контролирующего органа по основному месту учета налогоплательщика, сведения о направлении соответствующим контролирующим органом государственному регистратору уведомлений в связи с прекращением юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя, предусмотренных законодательством. Также налогоплательщикам не будет необходимости дополнительно уведомлять налоговые органы об изменениях в своих учетных данных, в случае если такая информация вносится в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей. Данное положение не только обеспечит большую транспарентность учета налогоплательщиков, но и позволит оперативно получать соответствующую информацию о контрагентах.
Статья 78 НК Украины дополнена положениями об обязательствах налоговых органов расшифровывать в своих запросах к налогоплательщикам конкретные основания для них, согласно соответствующего подпункта настоящей статьи. Однако следует отметить, что данное уточнение на вряд ли станет эффективным механизмом предотвращения злоупотребления налоговыми органами правом на такой запрос Ведь, аналогичное положение уже содержалось и в пункте 73.3 статьи 73 НК Украины, на который довольно часто ссылались налоговые органы, и не мешал указывать соответствующие основания для запроса достаточно расплывчато.
Вводятся электронные проверки плательщиков единого налога. Кроме того перечень оснований для документальных внеплановых проверок дополнено новым основанием в виде закрытия постоянного представительства нерезидента или другого обособленного подразделения юридического лица.
Большое количество новаций ожидает администрирование налога на добавленную стоимость. Так, с 1 января упразняется свидетельство о регистрации плательщика НДС. Подтверждение такой регистрации будет служить соответствующая запись в реестре, свободный доступ до которого будет тоже будет обеспечен на специальном веб – сайте. При этом упрощенно и саму процедуру регистрации плательщиком НДС. Теперь добровольно может зарегистрироваться и лицо, которое не имело налогооблагаемых операций, а само заявление может быть подано или средствами электронной связи в электронной форме или государственному регистратору, как приложение к регистрационной карточке, что подается для проведения государственной регистрации юридического лица или физического лица – предпринимателя.
Возможность подачи заявления через государственного регистратора одновременно предусмотрено при регистрации плательщиками единого налога.
Абзац 2 пункта 188.1 статьи 188 НК Украины дополнен положениями о не включении в состав договорной (контрактной ) стоимости суммы неустойки (штрафов и / или пени), три процента годовых и инфляционные, полученных налогоплательщиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств.
Одной из самых приятных новаций для налогоплательщиков станет сохранение возможности получения бюджетного возмещения средствами в будущих отчетных (налоговых) периодах, даже в случае его заявления в счет погашения будущих платежей.
С 1 января в конце концов решается долгая эпопея с пополнением обязательных реквизитов налоговой накладной номером и датой таможенной декларации: соответствующее положение НК Украины теряет силу.
Еще одной положительной новацией будет увеличение сроков представления плательщиками НДС жалобы на своих контрагентов за не предоставление налоговых накладных или предоставления накладных, не соответствующие требованиям статьи 201 НК Украины . Теперь такую жалобу можно будет подать в течение 60 календарных дней, следующих за предельным сроком представления налоговой декларации за отчетный ( налоговый) период , в котором представлено налоговой накладной или нарушен порядок ее заполнения и / или порядок регистрации в Едином реестре.
В тоже время в декабре 2013 году Верховный совет Украины, путем принятия Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ставок отдельных налогов » от 19.12.2013року ( Закон), продолжил неприятную традицию вносить значительную часть изменений в Налоговый кодекс Украины едва ли не под бой новогодних курантов.
Согласно Закону откладывается существенное уменьшение ставок налога на прибыль и НДС, в частности уменьшение НДС до 17 % перенесено на 2015год, а налог на прибыль в 2014году будет составлять 18%, но 16 %. Увеличено вдвое ставки сбора за заготовку древесины лесных пород. Кроме того увеличены ставки акциза на спирт и другие алкогольные напитки.
До конца 2014 года продлено действие льгот об освобождении от НДС операций по поставке, в том числе импорту, отходов и лома черных и цветных металлов и древесины товарных позиций 4401, 4403, 4404 согласно УКТ ВЭД (кроме брикетов и гранул товарной подкатегории УКТ ВЭД 4401 30 90 00 ), необработанных шкур и кожи без дальнейшей обработки (товарные позиции 4101 – 4103 , 4301). Данная льгота также распространена и на поставку бумаги и картона для утилизации ( макулатуры и отходов ) товарной позиции 4707 согласно УКТ ВЭД .
Не приятной новостью для рынка ценных бумаг стало дополнение подраздела 4 раздела ХХ НК Украины пунктом 36, согласно которому отрицательный финансовый результат по операциям с ценными бумагами, сформированный по состоянию на 1 января 2014 года, не учитывается при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами по результатам отчетных (налоговых ) периодов 2014 года.
Объекты налогообложения акцизным налогом дополнено переоборудованием ввезенного на таможенную территорию Украины транспортного средства, который до переоборудования отвечал товарной позиции 8704 согласно УКТ ВЭД, а после переоборудования соответствует товарной позиции 8703 согласно УКТ ВЭД. Датой возникновения налоговых обязательств в таком случае будет дата выдачи документа о соответствии переоборудованного автомобиля требованиям безопасности дорожного движения. Акцизный налог уплачивается владельцем транспортного средства не позднее даты подачи документов в орган внутренних дел Украины для его регистрации или перерегистрации.
В итоге, налогоплательщики в который раз убедились, что не стоит вести речь об хоть какой-то стабильности правил налогообложения. Позитивные новации по упрощению регистрационных процедур и внедрению электронных сервисов в целом полностью нивелируются увеличение ставок отдельных налогов. Ведь налогоплательщикам придется существенно пересмотреть бюджеты, .запланированные на 2014год .