Государственная фискальная служба Украины (далее – ГФСУ), рассмотрев обращение по практическому использованию отдельных положений действующего законодательства при реализации имущества, находящегося в налоговом залоге, в письме от 18.04.2016 г.. N 8658/6 / 99-99-23-05 -15 предоставила некоторые разъяснения, с которыми нельзя согласиться.
Так, контролирующий орган указал, что в случае если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в установленные законодательством сроки, имущество такого налогоплательщика передается в налоговый залог. Такая формулировка может свидетельствовать об обязательном характере такой передачи. Однако НК Украины связывает с фактом неуплаты денежного обязательства только возникновение права налогового залога, которым контролирующий орган может и не воспользоваться.
Кроме того отмечено, что право налогового залога распространяется на любое имущество налогоплательщика, находящегося в его собственности (хозяйственном ведении или оперативном управлении) в день возникновения такого права и балансовая стоимость которого соответствует сумме налогового долга налогоплательщика, кроме случаев, предусмотренных п. 89.5 этой статьи, а также на другое имущество, на которое налогоплательщик приобретет права собственности в будущем.
ГФСУ фактически отметила, что право налогового залога распространяется на любое имущество налогоплательщика (упомянутый пункт 89.5 статьи 89 НК Украины определяет порядок действий в случае, если стоимость имущества налогоплательщика меньше налогового долга), упустив из виду случаи, когда право налогового залога не применяется.
Например, право налогового залога распространяется лишь на то имущество, которое указано в акте описи, а не на любое имущество налогоплательщика. Так же предметом налогового залога не могут быть объекты, перечисленные в статье 4 ЗУ «Про залог».
Так же в данном письме отмечено, что налогоплательщик сохраняет право пользования имуществом, которое находится в налоговом залоге, если иное не предусмотрено законом. Отчуждать имущество, находящееся в налоговом залоге, должник может только с согласия контролирующего органа.
Так же в письме напомнили о трёх видах ответственности, обратив внимание на финансовой: за несвоевременную уплату налоговых обязательств, забыв о статье 124 Налогового кодекса, которая предусматривает штраф в размере стоимости отчужденного имущества за отчуждение имущества без согласия контролирующего органа, если согласие является обязательным.