О законопроекте № 2382а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уплаты судебного сбора» « Взгляд юриста

electrocardiogram-36732-3982381

Специально для «Юридической практики»

Освобождение лиц (в том числе, и государственных органов) от уплаты судебного сбора влечет за собой уменьшение уровня финансирования судов

Законопроект № 2382а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уплаты судебного сбора», предусматривающий возврат льгот при уплате судебного сбора некоторым государственным органам и уполномоченному лицу Фонда гарантирования вкладов физических лиц, свидетельствует о внесении нестабильности в процессуальное законодательство, и соответственно о нестабильности регулируемых им отношений. Показательным является то, что законопроект № 2382а был зарегистрирован еще до вступления в силу Закона Украины от 22 мая 2015 года № 484-VIII, отменяющего такие льготы для госорганов.

Интересными являются мотивы принятия законопроекта № 2382а – необходимость создания законодательных условий для обеспечения осуществления указанными органами своих полномочий. При этом его автор не объясняет, почему такие условия должны создаваться только для некоторых «избранных» органов и лиц – органов прокуратуры, уполномоченного лица Фонда гарантирования вкладов физических лиц, Антимонопольного комитета Украины, его территориальных отделений и Министерства юстиции Украины.

В частности, обращает на себя внимание предоставление льгот при уплате судебного сбора уполномоченному лицу Фонда гарантирования вкладов физических лиц с целью создания предпосылок для обеспечения защиты прав и законных интересов вкладчиков банков, ведь, как показывает практика, значительная часть вкладчиков обращаются в суд за защитой своих прав именно с исками к уполномоченным лицам Фонда. Иными словами, законопроект будет ставить вкладчика в неравное положение с ответчиком – уполномоченным лицом Фонда, поскольку предоставляет последнему процессуальные преимущества при уплате судебного сбора.

Примечательно, что другие органы (Министерство финансов Украины, Государственная казначейская служба Украины, Государственная финансовая инспекция Украины, Национальный банк Украины и т.д.) до 1 сентября 2015 года также освобождались от уплаты судебного сбора в делах, связанных с вопросами, относящимися к их полномочиям, но им вернуть льготы инициатор законопроекта пока не планирует.

Следовательно, при таком «выборочном» возврате льгот государственным органам приведенное обоснование выглядит не совсем убедительным, а принятие таких изменений будет свидетельствовать о предоставлении отдельным государственным органам процессуальных преимуществ перед другими участниками судебного процесса и, соответственно, о нарушении конституционного принципа их равенства перед законом и судом. Из указанного следует, что законопроект № 2382а порождает больше вопросов, чем ответов.

Надо также отметить, что освобождение лиц (в том числе, и государственных органов) от уплаты судебного сбора влечет за собой уменьшение уровня финансирования судов, поскольку согласно статье 9 Закона Украины «О судебном сборе» судебный сбор зачисляется в специальный фонд Государственного бюджета Украины и направляется на обеспечение осуществления судопроизводства и функционирования органов судебной власти.

Кучерук Ніна