Очередная налоговая реформа « Взгляд юриста

Для колонки: “Налогообложение” в газете “Юридическая практика” №38

15 сентября с.г. в Верховном Совете Украины зарегистрирован проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие Законы Украины (относительно налоговой реформы)», раскрывший предложения Кабинета Министров Украины по трансформации налоговой системы Украины.

В сокращенном варианте соответствующие идеи были представлены еще при презентации концепции налоговой реформы. Как и ожидалось, законопроект предусматривает уменьшение количества налогов за счет их механического объединения и сближения налогового и бухгалтерского учета при администрировании налога на прибыль. Однако, несмотря на наличие достаточно рациональных изменений, в целом законопроект не создает впечатление взвешенного и сбалансированного, а его нововведения в сфере администрирования налога на доходы физических лиц, мягко говоря, не до конца продуманы.

В частности, предусмотрено введение механизма определения налоговых обязательств физических лиц за счет сравнения их доходов с понесенными затратами. Для этого налоговые органы смогут проводить новую проверку — документальную проверку с использованием метода контроля за расходами и доходами, основаниями для которой будут: наличие в собственности активов без документального подтверждения источников происхождения денежных средств или имущества, использованных для их приобретения; осуществление расходов, в отношении которых отсутствует документальное подтверждение источников происхождения активов; выявление фактов недостоверности данных, предоставленных налогоплательщиков, об источниках происхождения средств, имущества или других активов; наличие незадекларированных активов, доходов; наличие информации о превышении суммы расходов в связи с приобретением активов налогоплательщиком — физическим лицом в отчетном периоде над суммой его доходов в размере, превышающем 40 минимальных заработных плат, установленных законом на 1 января отчетного года.

Параллельно вводится отчетность субъектов хозяйствования о продаже в пользу физических лиц товаров (работ, услуг), стоимость которых свыше десяти минимальных зарплат за неделимую единицу, за счет чего налоговый орган и сможет получать информацию о расходах.

И если в результате будут выявлены незадекларированные активы или доходы, их налогообложение будет осуществляться по двойной ставке налога на доходы физических лиц.

Не отрицая необходимость контроля затрат в целях уплаты налога на доходы физических лиц, отметим, что к резкому введению вышеуказанного механизма вряд готовы не только физические лица, но и сами фискальные органы.

Форсюк Вита