Cпециально для газеты «Юридическая практика» № 42
Статья 123 Земельного кодекса Украины предусматривает, что предоставление земельных участков государственной или коммунальной форм собственности осуществляется органами исполнительной власти либо органами местного самоуправления. Соответствующие решения принимаются такими органами в случае предоставления земельных участков со сменой их целевого назначения или в случае формирования нового земельного участка (кроме разделения и объединения) на основании проектов землеустройства по отведению земельных участков, которые согласовываются в порядке, предусмотренном статьей 186 ЗК Украины.
В то же время, выполнению проекта землеустройства по отводу земельного участка предшествует получение разрешения на его разработку, которое выдается соответствующим органом исполнительной власти или местного самоуправления. Такое разрешение либо мотивированный отказ в его предоставлении выдается такими органами в течении месячного срока с дня регистрации ходатайства лица, заинтересованного в получении в пользование земельного участка государственной или коммунальной формы собственности.
В случае отсутствия разрешения органа на разработку проекта либо отказа в его предоставлении в указанный срок, ч. 3 ст. 123 ЗК Украины предусматривает право заинтересованного лица заказать разработку документации по землеустройству без предоставления такого разрешения с письменным уведомлением органа, к которому прилагается договор на выполнение работ по землеустройству.
Также не стоит упускать из внимания, что земельным законодательством Украины как не было, так и не предусмотрено оснований для отказа в предоставлении разрешения на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка в случае предоставления такого разрешения ранее другим лицам. Но в то же время, предоставляя соответствующее разрешение, орган, обнаружив факт обращения лица с заявлением о разрешении на выполнения проекта землеустройства касательно земельного участка, по которому соответствующее разрешение предоставлялось ранее другому лицу, хоть и не имеет оснований отказать лицу, обратившемуся позже, в предоставлении соответствующего разрешения, но может обратить на данный факт внимание субъекта обращения, что может предотвратить возникновение конфликтов интересов заявителей при государственной регистрации земельных участков. В случае же применения принципа молчаливого согласия право на разработку проекта землеустройства, а в дальнейшем и на его согласование, а также на регистрацию земельного участка может возникнуть одновременно у нескольких лиц. Однозначных вариантов разрешения подобных ситуаций законодательством не предусмотрено.
При применении принципа молчаливого согласия основанием для возникновения права заявителя на разработку проекта землеустройства является непредоставление органом разрешения на его разработку либо мотивированного отказа в его предоставлении без указания причин такого непредоставления. Таким образом, законодательством не учтены возможные объективные причины, по которым орган не может принять одно из соответствующих решений, такие как длительные перерывы между сессиями местного совета или переизбрание/переназначение его состава. Таким образом, принятие органом при наличии таких объективных обстоятельств решения по заявлению заинтересованного лица по истечении тридцатидневного срока не будет иметь юридической силы, так как право на разработку проекта землеустройства у заявителя уже возникло, а возможность принимать органом соответствующие решения без ограничения по срокам, может привести к злоупотреблениям.
Так как аналогичная процедура предоставления разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка предусмотрена и ст. 118 ЗК Украины, стоит обратить внимание, что в постановлении от 12 мая 2011 года по делу №К-41527/10 Высший административный суд Украины пришел к выводу, что законом установлено обязательство ответчика рассмотреть заявление заинтересованного лица в месячный срок и предоставить ответ о его удовлетворении либо мотивированного отказа. При этом такое обязательство не связывается с любыми другими обстоятельствами, как получение ответов от органов земельных ресурсов и другими. Аналогичной точки зрения придерживается ВАС Украины и в постановлении от 10 ноября 2010 года по делу №К-10795/09. Однако Коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины в постановлении от 10 декабря 2013 года по делу № 21-358а13 не поддерживает изложенную позицию, указывая, что бездеятельность органов по непредоставлению разрешения на разработку проекта землеустройства либо мотивированного отказа в его предоставлении не препятствует процессу отведения земельного участка, поскольку выполнение заказа на изготовление проектной документации возможно без получения разрешения на её изготовление.
В то же время, Законом Украины «О Государственном земельном кадастре», в частности ч. 3 ст. 24, предусмотрено, что государственная регистрация земельных участков осуществляется за заявлением лица, которому по решению органа исполнительной власти, местного самоуправления предоставлено разрешение на разработку документации по землеустройству, что является основанием для формирования земельного участка при передаче его в собственность или пользование из земель государственной или коммунальной собственности, либо уполномоченного ею лица. Таким образом, в случае обращения с заявлением о государственной регистрации земельного участка лица, применившего принцип молчаливого согласия на стадии получения им разрешения на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка, ему будет отказано в проведении государственной регистрации.
Основанием для отказа в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства является, как предусмотрено ч. 3 ст. 123 ЗК Украины, исключительно несоответствие места расположения указанного в ходатайстве земельного участка требованиям законов, принятых в соответствии им нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов, другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономический обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территории населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке. В результате применения принципа молчаливого согласие возможно возникновение права заявителя на разработку проекта землеустройства касательно земельного участка, место расположение которого не соответствует указанным требованиям, и по результатам рассмотрения ходатайства заявителя, орган обязан был бы отказать в предоставлении соответствующего разрешения.