Для колонки: Налогообложение в газете “Юридическая практика” №15
С 1 января с.г. Налоговый кодекс Украины был дополнен новым видом налоговых проверок — документальной невыездной внеплановой электронной проверкой. Главной особенностью такой проверки является то, что она будет проводиться исключительно на основании заявления налогоплательщика, а в случае выявления по ее результатам нарушений налогоплательщик обязан подать уточняющий расчет к декларации. Налоговыми органами электронная проверка позиционируется как особый сервис бесплатного налогового аудита для налогоплательщиков.
С целью внедрения механизма проведения таких проверок 29 марта с.г. Государственная налоговая служба (ГНС) Украины обнародовала проект приказа Министерства финансов Украины «Об утверждении Порядка подачи налогоплательщиком заявления о проведении документальной невыездной внеплановой электронной проверки и принятия решения органом государственной налоговой службы о проведении такой проверки» (проект).
Проектом предусмотрено, что в заявлении, помимо общих учетных данных, налогоплательщиком в обязательном порядке указывается информация о налоговых периодах хозяйственной деятельности, подлежащих электронной проверке; системе налогообложения; перечне налогов, подлежащих проверке; ведении в электронном виде бухгалтерского учета, в частности, первичных документов; предоставлении вместе с заявлением документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, в соответствующем формате; способе предоставления документов (по электронной почте или на носителе информации).
Заявление подается руководителем или представителем налогоплательщика (с документальным подтверждением его полномочий) в орган ГНС по основному месту регистрации не позднее чем за десять календарных дней до начала проведения проверки.
Налогоплательщик может подать документы, необходимые для проведения проверки, как электронном виде, так и непосредственно в орган ГНС или отправить письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.
Проект предусматривает достаточно широкий перечень оснований, согласно которым налогоплательщику может быть отказано в проведении электронной проверки:
1) несоответствие заявления установленной форме;
2) плательщик относится к средней или высокой степени риска;
3) учетные данные плательщика, находящиеся в органах ГНС, не соответствуют данным, указанным в его заявлении;
4) период, подлежащий проверке согласно заявлению, не соответствует базовому налоговому (отчетному) периоду или составляет менее одного календарного года;
5) период уже был проверен налоговыми органами;
6) в случае нарушения налогоплательщиком порядка ведения бухгалтерского учета в электронном виде;
7) непредоставление налогоплательщиком документов;
8) другие аргументированные основания, не позволяющие провести электронную проверку.
Решение о непроведении электронной проверки не исключает возможности налогоплательщика повторно обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.