Перенесли. « Взгляд юриста

Для колонки: Налогообложение в газете «Юридическая практика» №20

«Лучше  поздно, чем  никогда»,  —  подумали наши   депутаты  и  после майских  праздников, 13 мая с.г.,  все же  приняли    Закон № 4527  «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно совершенствования трансфертного ценообразования»,  который   предусматривает  подачу отчета о контролируемых операциях, в соответствии со статьей 39 Налогового кодекса Украины, за период с 1 сентября по 31 декабря 2013 года до 1 октября 2014 года,   а также уменьшение размера штрафов за непредставление отчета.

Но  поскольку,   принятие законопроекта  № 4527   ожидалось  до 1   мая (первоначального крайнего строка подачи    отчета),   он   не предусматривает   переходных положений,    и   как  следствие породил  очень  интересную  юридическую  проблему.

Фактически  налогоплательщики, у которых   были  контролируемые операции  в период с 1 сентября по 31 декабря 2013 года  и  которые не   подали отчет в апреле,  уже   1 мая   могут быть  привлечены к ответственности  согласно  пункта  120.3  статьи 120 Налогового  кодекса  Украины;   а  изменение сроков   подачи отчета  согласно  Закона  № 4527   для них  не панацея.

Поскольку  Закон  не  прямо  не  предусмотрел    освобождение   от   ответственности налогоплательщиков    за  неподачу  отчета   до  1 мая  2014 года,    то возможность применения  такого  закона к правоотношениям, возникшим  до  вступления  его в силу,  является спорным.   Ведь   налоговый закон  по   общему правилу  не может  быть  ретроактивным,   то  есть     иметь  обратную  силу,   о  чем не  раз   указывал  в своих решениях  и Конституционный  суд  Украины.

Возможно,   применение санкций    со  стороны налоговых  органов    и  не будет,  учитывая   ситуацию,    что  сложилась,   и    заявления  руководителей налоговых  органов   об  устранении  в    подходах  этого  органа    философии  этатизма.   Но,   в результате «власть  новая,  а  методы старые».   Ведь     даже сегодня  Министерство    доходов  и  сборов,   в  случае  не своевременного утверждения   подзаконных  нормативных актов,  продолжает     использовать практику   издания писем  с  рекомендациями для  налогоплательщиков,   которые,     несомненно,  облегчают   им жизнь,   но мягко  говоря,  не очень  соответствуют  содержанию   норм  налогового   закона.   В  качестве  примера,  можно   навести  Письмо Миндоходов Украины от 28.04.2014 г. № 9920/7/99-99-19-03-01-17  «О методике определения цены банковских услуг»,  которое,   не смотря   на  прямое   указание   подпункта 39.3.1 пункта 39.3 статьи 39 Налогового кодекса Украины   об  использовании  для  определения   цены  банковских услуг  исключительно  методики, утвержденной  Национальным банком Украины и центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной налоговой и таможенной политики,    рекомендует до утверждения специальной методики определения цены банковских услуг определять обычные цены в контролируемых операциях,  используя общие положения статьи 39 Налогового кодекса Украины.

Форсюк Вита