Порядок и основания освобождения от ответственности в связи с действием форс-мажора « Взгляд юриста

Специально для аналитического издания «Юрист и Закон»

Последнее время все чаще и чаще заходит речь о действии обстоятельств непреодолимой силы, или форс-мажора, и освобождении от ответственности за нарушение взятых на себя обязательств, и причиной этому – проведение антитеррористической операции на Востоке.

Ни для кого не секрет, что законодательство Украины де-юре до недавнего времени не оперировало понятием форс-мажорного обстоятельства, хотя оно активно использовалось, подменяя понятие, предусмотренное ГК и ХК Украины – обстоятельство непреодолимой силы. В свою очередь, с принятием Закона Украины от 02.09.2014 года №1669-VII «О временных мерах в период проведения антитеррористической операции», были внесены изменения в Закон Украины от 02.12.1997 года №671/97-ВР «О торгово-промышленных палатах в Украине», в том числе Закон №671/97-ВР дополнено новой статьей 141. Последняя, собственно, и дает определение форс-мажора под которым следует понимать чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, которые объективно делают невозможным исполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т.п.), обязанностей по законодательных и других нормативным актам.

Не смотря на законодательное определение форс-мажорных обстоятельств, немаловажным остается отведение надлежащего места оговорке о форс-мажоре, или обстоятельстве непреодолимой силы в договоре. Стороны могут на свое усмотрение отнести действие определенных обстоятельств к форс-мажорным, расширив законодательный перечень. Хотя, даже если договором не предусмотрено определенное обстоятельство как форс-мажорное, это совсем не говорит о том, что сторона, которая нарушила обязательство под действием таких обстоятельств, не может быть освобождена от ответственности на основании прямой нормы закона.

Таким образом, основанием для освидетельствования действия форс-мажорного обстоятельства является:

— наличие обстоятельства (как минимум одного), попав под действием которого, сторона не имеет объективной возможности выполнить взятые на себя обязательства по договору;

— такие обстоятельства должны носить характер чрезвычайности, непредвиденности и неотвратимости;

— наличие причинно-следственной связи между действием обстоятельства непреодолимой силы и невозможностью выполнения обязательств, взятых стороной по условиям договора.

Также важно чтобы действие форс-мажорного обстоятельства было подтверждено надлежащим органом. В полномочия ТПП Украины входит удостоверение форс-мажорных обстоятельств по обращению субъектов хозяйствования и физических лиц. Касательно подтверждения наличия форс-мажорного обстоятельства в отношении невозможности исполнения обязательств на территории проведения АТО, следует отметить, что в соответствии с требованием вышеупомянутого Закона Украины от 02.09.2014 года №1669-VII, надлежащим и достаточным документом, подтверждающим действие форс-мажорного обстоятельства на территории проведения АТО, является сертификат ТПП Украины.

В свою очередь, органом, который также имеет право освидетельствовать действие форс-мажора, является РТПП Украины, однако, с одной оговоркой – если стороны самостоятельно согласовали в договоре то, что такое освидетельствование должно осуществляться указанным органом. В тоже время, только ТПП Украины может освидетельствовать наличие действия форс-мажорного обстоятельства по внешнеэкономическим договорам, а также по обращениям субъектов хозяйствования, которые осуществляют строительство жилья.

В профессиональных кругах существует позиция, что освидетельствовать факт наличия или отсутствия действия форс-мажорного обстоятельства может и любой другой государственный орган. Однако, такие органы не уполномочены на выдачу сертификатов о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельствах непреодолимой силы), а могут исключительно освидетельствовать определенный факт. К примеру, Штаб Антитеррористического центра при СБУ предоставляет информацию по запросам заинтересованных лиц о том, когда конкретная территория была определена районом проведения АТО и когда проведение АТО на данной территории фактически прекратилось. В тоже время, указанный орган сам по себе не имеет полномочий подтверждать, что факт проведения АТО каким-либо образом повлиял на исполнение условий договора.

Исходя из указанного выше, ошибочным является мнение о том, что справки или письма каких-либо органов, кроме ТПП или РТПП являются основанием для освобождения от ответственности в связи с действием обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажорного обстоятельства). Более корректным с юридической точки зрения является получение сертификата для целей освобождения от ответственности, при этом указанные сертификаты, как правило, выдаются на основании  справок, полученных от государственных органов. В практическом разрезе это означает, что для подтверждения форс-мажорных обстоятельств, необходимо:

Во-первых, получить от уполномоченных органов государственной власти информацию о факте наличия обстоятельств, указанных в статье 141 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине»;

Во-вторых, обратиться в ТПП (РТПП) для получения сертификата и предоставить с пакетом документов справку, письмо или любое другое уведомление государственного органа, в котором указано, что в определенное время и в определенном месте имело место обстоятельство, указанное в статье 141 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине».

Действующим законодательством Украины, а именно статьей 617 ГК Украины предусмотрено, что лицо, нарушившее обязательство, освобождается от ответственности за нарушение обязательств, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие случая или непреодолимой силы.

Подобное требование предусмотрено и частью 2 статьи 218 ХК Украины: субъект хозяйственного обязательства несет хозяйственно-правовую ответственность, если не докажет, что надлежащее выполнение обязательств стало невозможным вследствие действия обстоятельства непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств при данных условий осуществления хозяйственной деятельности.

Из вышесказанного следует: обязанность по доказыванию действия непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) возлагается на сторону, которая нарушила обязательства.

Однако, сбор необходимых документов является достаточно длительным процессом, поскольку выдача сертификатов о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельствах непреодолимой силы) осуществляется по каждому конкретному договору. Таким образом, крупные торговые сети, которые имели большое количество торговых точек на территории проведения АТО должны преждевременно организовать процесс получения сертификатов. Действующее законодательство Украины не предусматривает документа, которым можно было бы подтвердить форс-мажор по территориальному признаку. То есть, что касается территории проведения АТО, то можно получить только отдельные сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельствах непреодолимой силы) по каждой сделке, но не существует документа, в котором содержалась бы информация о том, что, к примеру, на территории города Донецка проводится антитеррористическая операция, которая является форс-мажорным обстоятельством в отношении всех  сделок, заключенных субъектами хозяйствования.

Также важен тот факт, что лицо может быть освобождено от ответственности, если такое обстоятельство имело прямое влияние на невозможность выполнения обязательства и носило объективный характер. Это означает, что правоотношения при обстоятельствах, которые возникли, не могли быть реализованы в данный момент, независимо от субъектного состава сторон.

Даже получив сертификат о действии форс-мажорного обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы), сторона, нарушившая обязательства, автоматически не освобождается от ответственности. Такая сторона обязана на протяжении разумного срока сообщить контрагенту о действии обстоятельства, которое делает невозможным выполнение обязательств. Чаще всего сроки, на протяжении которых следует оповестить контрагента о возникновении форс-мажорного обстоятельства, стороны указывают в договоре. Более того, логичнее будет оповестить другую сторону о действии обстоятельств, которые могут быть признаны форс-мажорными, а потом уже начинать собирать доказательства в пользу своей позиции.

Подводя итоги, хочется отметить следующее: учитывая законодательную «недоурегулированность» института форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) и, соответственно, моментов, связанных с освобождением от ответственности в связи с действием таких обстоятельств, просто крайне  необходимо уделять надлежащее внимание оговоркам о форс-мажорах в договоре: указывать обстоятельства, которые стороны желают отнести к форс-мажорным, орган, который может подтвердить форс-мажор (для сторон, документ выданный таким органом, будет считаться надлежащим и достаточным  подтверждением), строки и порядок уведомления о действии форс-мажорных обстоятельств, которые делают невозможным выполнение условий договора.

Найман Наталия