Последствия при увольнении по соглашению сторон « Взгляд юриста

В предвкушении новогодних праздников наши законодатели решили сделать трудящим «подарок», который к Старому Новому году был «распакован» и все, как работодатели, так и сотрудники, смогли им насладится вдоволь. Конечно – же, речи идет о Законе Украины «О внесении изменений к некоторым законам Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения», который 13.01.2009 года вступил в законную силу.
Красиво звучит: «уменьшение влияния кризиса на сферу занятости!!!!». Исходя из названия Закона, речь в нем должна идти о всевозможных мероприятиях, направленных на улучшение социального положения занятого населения страны. Как бы да не так! Скорее всего, с принятием этого Закона законодатели попытались уменьшить влияние кризиса на Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, ну и соответственно на этом немного сэкономить. Ведь согласно ч. 2 ст. 16 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» (далее – Закон о страховании безработицы), средства Фонда используются на выплату обеспечения и предоставление социальных услуг, среди которых: помощь по безработице, в том числе одноразовая ее выплата для организации безработным предпринимательской деятельности; помощь по частичной безработице и т.д..

Ни для кого не секрет, что в случае увольнения по соглашению сторон ( п. 1 ч.1 ст.36 КЗоТ) работник имеет право на получение пособия по безработице. Безусловно, функционирование такой гарантии прав смогло бы уменьшить влияние финансового кризиса на сферу занятости, ведь пособие по безработице должно выплачиваться в процентном соотношении к размеру средней заработной платы и в зависимости от страхового стажа: до 2-х лет стажа – 50%; от 2-х до 6-ти лет – 55% ; от 6-ти до 10–ти лет – 60%; свыше 10-ти лет – 70%. При этом в течение первых 90 календарных дней безработный имел возможность получать 100% пособия по безработице, в течение следующих 90 календарных дней – 80%, в дальнейшем – 70% пособия (ст. 23 Закона о страховании безработицы).

Более того, согласно ст. 22 Закона о страховании безработицы застрахованным лицам, признанным в установленном порядке безработными помощь по безработице выплачивается с 8 дня после регистрации застрахованного лица в установленном порядке в государственной службе занятости. Общая длительность выплаты помощи по безработице не может превышать 360 календарных дней на протяжении двух лет.

Что же мы имеем с вступлением в силу «антикризисного» закона?

Конечно – же, никто не стал уменьшать проценты по выплатам, ведь это было – бы явное нарушение прав трудящих. Но для полного «счастья» безработным, которых увеличилось в н-ное количество раз, хватило нескольких оговорок. И так, при увольнении по соглашению сторон выплата пособия по безработице начинается с 91-го календарного дня, а не с 8-го, как было ранее (п. 3. ст.23 Закона о страховании безработицы).

Кроме этого, согласно п. 8, 9 указанного Закона, условием для назначения помощи по безработице является готовность лица к участию в общегосударственных оплачиваемых общественных работах, если такая работа для них является подходящей. В случае отказа лица от участия в общегосударственных оплачиваемых общественных работах, если такая работа является для нее подходящей, без уважительных причин размер помощи по безработице, предусмотренный статьей 23 этого Закона, уменьшается на 50 процентов сроком до трех месяцев.

И вдобавок ко всем выше изложенным «прелестям», длительность выплаты помощи по безработице сокращается сроком до 90 календарных дней в случаях, предусмотренных п.5 ст. 31 Закона о страховании безработицы, в том числе и в случае увольнения с последнего места работы по соглашению сторон.

Выплата помощи по безработице прекращается в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 31 указанного Закона, в том числе, в случае отказы безработного от двух предложений подходящей работы или от двух предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации за направлением государственной службы занятости, в том числе лиц, которые впервые ищут работу и не имеют профессии (специальности), а также в случае отказы от работы по специальности, профессии, приобретенной после профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации за направлением государственной службы занятости.

Говорить о том, как будут определяться на практике критерии подходящей работы, мы не будем. Каждому известен уровень своей квалификации, и мало кто изъявит желание участвовать в общегосударственных общественных работах.
Вот такие «пироги»! Кормушки для безработных, в виде Фонд общеобязательного государственного социального страхования прикрылась.

Анализируя выше изложенные нормы закона, можно прийти к выводу, что в лучшем случае, безработный сможет получать через 3 месяца с момента регистрации всего – лишь 50% начисленного пособия по безработице и только в течение 3-х месяцев! О каких уменьшениях влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения может идти речь?
Продолжая тематику способов увольнения сотрудников, обращаю внимание работодателей, что прекращение трудовой деятельности на основании п.1 ч.1 ст.36 КЗоТ (по соглашению сторон), как и увольнение сотрудника по собственному желанию являются крайне не выгодными для сотрудника (если вас это волнует) в период борьбы с финансовым кризисом. И если вы еще «на плаву», то рекомендую вам работать по графику (если такой вариант, конечно – же, устроит сотрудника), о чем шла речь в моем предыдущем посте.

Слободниченко Марина