Для колонки: «Налогообложение» в газете «Юридическая практика»№12
Как известно, в связи с проведением налоговой реформы, Налоговый кодекс Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI (далее НК Украины) пополнился своеобразным «налоговым составом», а именно – налог на имущество. Среди составляющих элементов налога на имущество законодатель выделил транспортный налог, который по существу является полностью самостоятельным.
Несмотря на то, что нормы Кодекса, регулирующие процедуру взимания транспортного налога, изложены достаточно лаконично и, казалось бы, просто и понятно, тем не менее, вопросы он порождал.
Для примера можно рассмотреть ситуацию с угоном автомобиля, когда его собственник все равно оставался плательщиком налога, или же вопрос расхождения в датах момента снятия автомобиля с регистрации в органах Государственной автомобильной инспекции и его утилизацией и так далее. Впрочем, даже сам вопрос оснований для выбора законодателем именно фиксированной ставки и привязки базы налогообложения к объему двигателя оставался нерешенным.
К сожалению, на данный момент предлагаемые изменения направлены в сторону увеличения объекта налогообложения транспортным налогом. Так, на этой неделе, а именно 17 марта 2015 года в Верховном Совете Украины был зарегистрирован Проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (касательно расширения круга объектов транспортного налога) № 2399.
Данным проектом предлагается пополнить количество объектов налогообложения транспортным налогом водными мотоциклами, катерами, яхтами, вертолетами и частными самолетами.
Следует сразу обратить внимание на несколько непоследовательный подход законодателя, так как предлагается в кубических сантиметрах измерять лишь двигатели автомобилей. Все остальное же – в лошадиных силах.
Второй момент «упирается» в ставки налога. Предлагается для легковых автомобилей оставить ее на уровне 25 000 грн. в год, для водных мотоциклов при этом – 2 000 грн., для катеров – 7 000 грн., для яхт – 25 000 грн. и для самолетов с вертолетами – 45 000 грн.
В этом ключе возникает вопрос также в соразмерности ставок налога, ведь, на первый взгляд, очевидно, что ставка транспортного налога для яхт или же частных вертолетов и самолетов должна значительно превышать таковую для автомобилей, учитывая стоимость самого объекта налогообложения, но, к сожалению, законодатель этого не учитывает.
На наш взгляд, усовершенствование транспортного налога может заключаться в привязке базы налогообложения к стоимости объекта, а не к техническим характеристикам его двигателя.