Скачать полную версию текста в формате PDF
Система качества на производстве вводится производителям на любых этапах. Любой производитель модернизирует свою систему контроля качества с целью предоставления на рынок более конкурентно способного товара. Следя за изменениями законодательства Украины, международного законодательства, становится очевидным то, что системы контроля качества приобретают обязательный характер и Украина, в свою очередь, стремится к имплементации аналогичных норм законодательства, которые требует обязательного применения систем контроля качества.
В соответствии с нормами Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» лица, занимающиеся производством или введением в оборот пищевых продуктов, должны применять санитарные меры и надлежащую практику производства, системы HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Point) и / или другие системы обеспечения безопасности и качества при производстве и обороте пищевых продуктов. Для внедрения предприятиями системы НАССР на нормативном уровне были разработаны «Требования по разработке, внедрению и применению постоянно действующих процедур, основанных на принципах Системы управления безопасностью пищевых продуктов (НАССР)». Данные Требования помогут предприятиям структурировать механизм запуска системы НАССР и, возможно, несколько упростят его.
Производитель сельскохозяйственной продукции, в свою очередь, обязан выдавать декларацию производителя при вводе пищевых продуктов в оборот и должен иметь документальные доказательства действительности его декларации. Такими документальными доказательствами признаются, в частности, протоколы измерений, исследований, проведенных аккредитованной лабораторией, документы о внедрении на производстве систем HACCP или аналогичных систем обеспечения безопасности и качества производимых товаров, эксплуатационные разрешения и документы о результатах государственного контроля и государственного надзора санитарной и/или ветеринарной службы соответственно.
Какие же еще системы контроля качества существуют?
Систем контроля качества продукции существует довольно много. Крупные предприятия некоторых стран разработали свои собственные системы контроля качества пищевой продукции.
Одной из таких систем контроля качества является система BRC. Это глобальный стандарт Британского консорциума розничной торговли для пищевой безопасности. Этот стандарт был разработан с целью, оценить соответствие поставщиков собственных торговых марок розничных торговых сетей Великобритании. BRC описывает требования к безопасности пищевых продуктов, качеству и производственным процессам, соответствие которым должен обеспечить производитель, что бы исполнять требования законодательства и защиты прав потребителя.
Подобным стандартом является International Food Standard (IFS). Этот стандарт был разработан немецкой и французской федерациями торговцев.
Внедрение стандарта особенно важно для тех производителей, которые ориентированы на сотрудничество с продавцами брендовой (марочной) продукции, а также их поставщиками. IFS является стандартом для проведения аудита розничных и оптовых поставщиков и производителей фирмовых продуктов питания.
Если совокупно анализировать все системы качества, то самой главной целью для них является качественный продукт в результате производства. Между собой они отличаются непосредственно схемой контроля такого качества.
Украинское законодательство, в свою очередь не закрепляет определенного перечня «других систем обеспечения безопасности и качества при производстве и обороте пищевых продуктов». Данное может быть следствием того, каждое из предприятий может сам ввести свою систему обеспечения безопасности качества при производстве и обороте пищевых продуктов. Но, как известно, при проверке контролирующих органов, основным факторов будет придержание ветеринарных и санитарных норм законодательства. При этом, построение собственных систем контроля качества является очень трудоемким процессом, когда системы, разработанные крупными холдингами существуют и работают на рынке очень давно и, самое главное, дают гарантию обеспечения надлежащего качества продукции на практике.
Основные принципы системы НАССР
Система НАССР построена на основных принципах :
• Проведение анализа опасных факторов производства.
• Определение критических контрольных точек производства.
• Установка предельных значений.
• Введение системы контроля за критическими контрольными точками .
• Установка корректирующих действий, которые необходимо предпринять, когда наблюдения свидетельствуют, что определенная критическая контрольная точка выходит из-под контроля .
• Установка процедуры проверки для подтверждения того, чтоб система HACCP работала эффективно.
• Разработка методов документирования всех процедур и ведения записей, связанных с применением этих принципов.
Почему именно НАССР?
Требования по внедрению систем управления безопасностью пищевой продукции на принципах НАССР задекларированные в Украине также в ДСТУ 4161-2003 «Система управления безопасностью пищевых продуктов. Требования.» и в ДСТУ ISO 22000:2007 « Системы управления безопасностью пищевых продуктов. Требования к любым организациям пищевой цепи » .
Система контроля безопасности и качества НАССР возникла и была разработана в США. Впоследствии система НАССР была имплементирована как обязательная в законодательстве многих стран мира , в том числе и в странах ЕС.
Несмотря на то, что требования по внедрению систем управления безопасностью пищевой продукции имплементированны в законодательство Украины давно, большое количество предприятий по сегодняшний день не внедрило такие системы управления в деятельность предприятий .
На сегодняшний день законодательством Украины допускается возможность использования и других систем контролю безопасности и качества пищевой продукции . Однако , анализируя развитие законодательства Украины , можно сделать вывод, что со временем именно система НАССР станет обязательной для всех предприятий, которые производятся пищевую продукцию, в том числе и для «молочных» предприятий. В свою очередь, законопроект №3102, разработанный Минагрополитики и Госветфитослужбой, предусматривает обязательство операторов рынка использовать именно систему НАССР. Указанный законопроект предусматривает переходной период сроком 3 года. Возникает совершенно логичный вопрос: «Зачем вводить другие системы контроля качества, который на сегодняшний день позволяет вводить законодатель, если в скором времени единственной обязательной системой будет НАССР?» В условиях конкуренции на продовольственном рынке выигрывают именно те ??предприятия, чья продукция будет более качественной и безопасной, а также те, которые быстрее других внедрят в свою деятельность систему контроля качества НАССР.
Аналогичная ситуация развивалась и на рынке фармацевтики. Так, на сегодняшний день производство лекарственных средств подлежит обязательной сертификации на соответствие надлежащей производственной практике (GMP). Эта тенденция наблюдается и в законодательстве Украины касательно пищевых продуктов.
Таким образом, именно система НАССР является тем методом контроля качества, который в скором времени станет обязательным. Предприятиям необходимо уже сейчас задумываться о применении принципов НАССР для того, чтоб на период, когда именно эти принципы станут обязательными, деятельность активно развивалась и изменения законодательства их не коснулись, а только поспособствовали их конкурентоспособности на рынке.
Что грозит за нарушение?
На нормативном уровне на сегодняшний день не урегулирован вопрос ответственности предприятий, нарушающих систему НАССР. Однако, это вопрос времени.
Сейчас Минагрополитики и Госветфитослужбы разработали проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно безопасности пищевых продуктов», которым устанавливается обязательность наличия у операторов рынка пищевых продуктов системы НАССР с переходным периодом внедрения – 3 года. Как только закончится переходной период, контролирующие органы сразу же «возьмутся» за нарушителей.
Согласно указаного законопроекта ответственность, в случае принятия законопроекта, будет следующей:
- Штраф на юридических лиц и физических лиц – предпринимателей в размере от 30 до 75 минимальных заработных плат;
- Временное приостановление действия эксплуатационного, если согласно законодательства установлено обязательное получение эксплуатационного разрешения на мощностя.
В свою очередь, Министерства аграрной политики и продовольствия Украины приказом № 590 о внедрении операторами производственных мощностей программ предварительных условий и процедур, основанных на принципах системы НАССР. На данный момент планы проведения проверок систем НАССР согласно этого приказа не разработаны, а также согласно действующих нормативно-правовых актом не установлено ответственности.
Залог успеха для предприятий – это своевременное внедрение системы НАССР.