Таможенное открепление – все зависит от цены товара…. « Взгляд юриста

Сегодня все экономят и на всем. Как, впрочем, и всегда, но в нынешних условиях финансового кризиса – особенно. Предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью (поставками) в своем бизнесе, безусловно, сталкиваются с таможенным оформлением товара. И для многих крупных компаний, имеющих разветвленную сеть региональных дилеров, не всегда целесообразно, к примеру, пригонять груз с восточного региона Украины в Киев для растаможки, а потом опять отправлять его в этот регион для реализации. Ведь в соответствии со ст. 71 Таможенного кодекса Украины таможенное оформление товара осуществляется именно по месту расположения его получателя.

Вместе с тем, законодательство предусматривает возможность таможенного оформления в другом таможенном органе по письменному согласованию (так называемому откреплению) между этим таможенным органом и таможенным органом, в зоне деятельности которого расположен соответствующий резидент.

Возможно ли применение такого способа на практике? Давайте об этом поговорим.

В соответствии с п. 6. Постановления Кабинета министров Украины от 23 апреля 2003г. № 584 «Об утверждении Порядка определения места осуществления таможенного оформления товаров и транспортных средств, которые перемещаются резидентами и нерезидентами через таможенную границу Украины», таможенное оформление товаров может осуществляться таможенным органом, в зоне деятельности которого расположен получатель указанных товаров, или таможенным органом в пунктах пропуска через таможенную границу Украины по месту ввоза этих товаров.

Помимо указанного выше Постановления КМУ № 584, процедура получения открепления регламентируется Приказом Государственной таможенной службы Украины от 9 ноября 2004 г. № 801, которым утвержден «Порядок принятия таможенными органами согласованного решения о месте осуществления таможенного оформления товаров».

Для таможенного оформления товара по месту его ввоза необходимо получить письмо о согласовании, которым является документ установленной формы, содержащий согласованное решение начальников таможни учета (таможенный орган, в зоне деятельности которого расположен субъект ВЭД) и таможни оформления (таможенный орган, в котором осуществляется таможенное оформление товаров на основании письма о согласовании) или уполномоченных ими лиц о возможности осуществления таможенного оформления товаров в таможне оформления.

Декларант, намеревающийся оформить товары в другой таможне, чем таможня учета, подает таможне учета два экземпляра письма о согласовании (форма установленного образца), его электронную копию в установленном формате и два комплекта документов, необходимых для осуществления таможенного оформления товаров.

Логично, что существуют два варианта реагирования таможенного органа на поданный пакет документов:
– либо начальник таможни учета принимает решение о возможности таможенного оформления товаров в другом таможенном органе, в таком случае необходимо получить резолюцию на письмах о согласовании в таможне оформления;
– либо начальник таможни учета принимает решение об отказе в таможенном оформлении товаров в другом таможенном органе, в таком случае в день принятия такого решения таможня учета обязана предоставить декларанту письменное сообщение с указанием причин отказа.

Вот здесь начинается самое интересное. Вопрос первый: получал ли вообще кто-нибудь такое письменное сообщение? Вопрос второй: если кто – то получал, поделитесь, на основании каких норм законодательства было официально отказано в откреплении?

Я полагаю, что при незначительной стоимости товара письмо о согласовании получить возможно. Но в случае, если цена вашего товара превышает один, два милиончика – маловероятно.

Не секрет, что самую основную роль в принятии решения о выдаче открепления играет выполнение таможней бюджета. Если таможенные платежи, которые для вашего предприятия являются обязательными, составляют значительную суму, на которую таможня рассчитывает при выполнении своего бюджета, на открепление не рассчитывайте.

Многие наверняка задаются вопросом, присутствует ли здесь (в случае отказа в откреплении) нарушение начальником таможни прав декларанта. О каком нарушении прав можно говорить, если у таможни отсутствует обязательство выдать такое открепление! Попробуем разобраться, какие факторы препятствуют реализации прав декларанта на открепление.

1)  Как гласит постановление КМУ № 584 «..таможенное оформление товаров может осуществляться по письменному согласованию…», из чего очевидно отсутствие обязательств таможенного органа по согласованию таможенного оформления в другой таможне.

2) Не установлены сроки, в течение которых таможенные органы согласовывают (или не согласовывают) декларанту возможность осуществления таможенного оформления по месту ввоза товаров. Исходя из этого, процедура таможенного оформления товара может не начаться, поскольку не будет определено, какая именно таможня должна осуществить такое оформление, а это может негативно отобразится на декларанте и повлечь дополнительные затраты по хранению груза.

3) Не маловажным фактором является отсутствие законодательно – закрепленного перечня причин, по которым таможенный орган имеет право отказать в возможности осуществления таможенного оформления товаров в таможне оформления.

4) Даже если удастся получить от начальника таможни учета письменное сообщение с указанием причин отказа в откреплении и в дальнейшем обжаловать его в суде и выиграть судебное дело в первой инстанции, необходимо учитывать что постановление суда, вынесенное в пользу декларанта, будет обжаловано таможней в суд апелляционной инстанции. Киевский апелляционный административный суд, к сожалению, на сегодняшний день рассматривает судебные дела с задержкой в год – полтора. Все это время товар не будет растаможен. Из этого следует, что судебные процессы с таможенными органами повлекут огромнейшие убытки для предприятия. Поэтому и судебной практики, связанной с обжалованием отказа в выдаче открепления не существует. Может я не права? Буду только рада этому.

Таким образом, как вариант (кстати, наиболее подходящий, по моему мнению, вариант), не исключается возможность открытия нового предприятия по месту ввоза товара.

При этом необходимо понимать, что создание нового юридического лица, которое будет выступать импортером товара, требует преобразования уже построенной системы работы, точнее говоря – начать все заново, в частности:
– аренда офиса по месту ввоза товара, что безусловно повлечет за собой дополнительные затраты на арендные платежи,
– формирование штата сотрудников, что повлечет затраты на оплату заработной платы;
– безусловно, необходимо пройти аккредитацию в соответствующей региональной таможне;
– следует помнить о необходимости подписания новых контрактов с инопартнером о поставке товара, а в дальнейшем – о необходимости подписании новых дилерских контрактов с украинскими партнерами от имени вновь созданного юридического лица;
– также необходимо разработать схемы привлечения денежных ресурсов для расчета за поставленный товар, ведь большинство компаний работают за счет кредитных средств;
– кроме этого, в силу действия Приказа Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 1 февраля 2005 года N 28, которым утвержден перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, указанный в перечне товар должен пройти сертификацию. Заказчиком по проведению сертификации товара должна выступать компания – импортер. А это, безусловно, влечет соблюдение процедуры сертификации вновь созданным юридическим лицом;
– а также, ряд других организационных моментов, которые будут возникать в ходе формирования структуры ведения бизнеса в зависимости от специфики деятельности компании.

Подытоживая сказанное, хотелось бы обратить внимание на целесообразность существования такого правового механизма как «открепление» вообще. Ведь отсутствие практического применения согласования о возможности осуществления таможенного оформления товаров в таможне оформления (по месту ввоза) делает этот механизм декларативным.

Слободниченко Марина