Для колонки: Налогообложение в газете “Юридическая практика” №13
В то время, как многие налогоплательщики затаили дыхание в ожидании возможного отложения сроков подачи отчетности о контролируемых операциях, некоторые народные депутаты выдвигают предложения по улучшению правил трансфертного ценообразования.
В частности, 25 марта с.г. в Верховном Совете Украины был зарегистрирован законопроект № 4552 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно усовершенствования механизма трансфертного ценообразования)».
В случае принятия указанного законопроекта, налогоплательщиков ждут следующие инновации. Так, в качестве обычной цены для товаров, которые будут продаваться путем публичного объявления, будет признаваться цена указанная в таком объявлении. Кроме того, будет установлено, что стоимость объекта оценки является основанием для определения обычной цены в целях налогообложения, даже для операций, по которым оценка не является обязательной. И если использование в качестве обычной цены цены оценки не вызывает возражений, то признание таковой цены публичного объявления весьма сомнительно, поскольку Налоговый кодекс Украины не содержит требований к процедуре публичного объявления, что даст достаточно широкую возможность налогоплательщикам для злоупотреблений.
Законопроект предлагает сузить перечень национальных субъектов , операции с которыми признаются контролируемыми, заменив плательщиков налога на прибыль предприятий и / или налога на добавленную стоимость по другой ставке , чем базовая ( основная), на таких , которые имеют льготы по указанным налогам. Также планируется уменьшение продолжительности налоговой проверки по вопросам трансфертного ценообразования до 30 дней и уточнение оснований для запросов только основаниями, определенными в подпунктах 78.1.14 и 78.1.15 пункта 78.1 статьи 78 Налогового кодекса Украины (установление отклонения цен и не предоставление отчета) .
Будет отменен штраф за самостоятельно исправленные ошибки «в случаях осуществления корректировки налогоплательщиком цены контролируемой операции за налоговые периоды отчетного года, в которых не было достигнуто общей суммы контролируемых операций с нарастающим итогом с начала года 50 млн. грн . (без учета НДС) в расчете на одного контрагента». Стоит отметить, что изложение нормы в таком виде отмечается низким уровнем законодательной техники и будет вызывать больше вопросов, чем поможет налогоплательщикам избежать уплаты штрафов при подаче уточняющих расчетов в связи с самостоятельной корректировкой обязательств в порядке подпункта 39.5.4 пункта 39.5 ст. 39 Налогового кодекса Украины.