Последнее время магазины просто уже достали со своей смс рассылкой. Покупаешь товар в магазине, а они тебе всякие карты предлагают, типа, постоянного покупателя. Милые девушки заполняют анкеты и просят номер мобильника, говоришь им номер своего сотового, а потом начинается — супер скидки, распродажи, какие-то бонусы у меня где-то копятся, одним словом – надоели. Я лично, не подписывался не на какую смс рассылку. И вообще карты больше не беру, телефон не даю.
Но что тогда делать, если вы не подписывались на такую «услугу», а вам регулярно присылают рекламу посредством смс-сообщений?
Любая рекламная рассылка посредством смс-сообщений без вашего предварительного согласия является нарушением ч. 1. ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», которая гласит, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием».
Под рекламой, в соответствии со ст. 3 закона «О рекламе», понимается любая информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Самый простой и быстрый способ — это позвонить по тому телефону, который указан в смс-сообщении и попросить исключить вас из рассылки. Очень часто этот способ срабатывает, и вас больше не будут беспокоить. Но что делать, если в смс-сообщении нет контактной информации о лице, осуществляющем рассылку смс-сообщений, или вам продолжают приходить смс-сообщения, невзирая на обещания исключить вас из базы?
В этом случае вам необходимо обратиться с соответствующей жалобой в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по месту вашего жительства.
В своей жалобе вам нужно будет указать следующую информацию:
1. Ваш номер мобильного телефона. Причем, сотрудники ФАС вправе запросить у вас подтверждающие документы, что оператором мобильной связи заключен именно с вами договор на предоставления услуг по данному номеру.
2. Оператор сотовой связи, услугами которого вы пользуетесь.
3. Дату и время поступления смс-сообщения с рекламой.
4. Отправителя данного смс-сообщения.
5. Текст рекламного сообщения.
6. Для облегчения нахождения ФАС лица, рассылающего рекламные сообщения, можно потратить 5 минут и через поиск определить, кому принадлежит телефон, указанный в рекламном сообщении, или как можно идентифицировать отправителя такого сообщения.
Например, если у вас в качестве отправителя указанно «SPORTMASTER», то с уверенностью можно сказать, что данная рассылка осуществляется представителями сети магазинов «Спортмастер». В результате можно в жалобе написать, что по вашему мнению реклама осуществляется компанией «Спортмастер», и вы просите проверить данные сведения. В случае если рекламные сообщения приходили вам неоднократно, то это тоже необходимо добавить к вашей жалобе.
В резолютивной части вашей жалобы следует указать, что рекламную рассылку в нарушении ч. 1. ст. 18 закона о рекламе осуществлялось как отправителем, так и оператором мобильной связи без получения вашего согласия. Оператор мобильной связи тоже должен неси ответственность за нарушения законодательства о рекламе. Данный вывод подтверждается и арбитражной практикой. Так арбитражным судом г.Москвы в деле № А40-77128/11- 153-690 при рассмотрении жалобы ОАО «Вымпел-Коммуникации» и ООО «Мобильный диалог» на постановления Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 09.06.2011 г. по делу № РЦ.08.11.10/1 и по делу № РЦ.08.11.10/2 о привлечении вышеуказанных лиц к административной ответственности указанно: Таким образом, из материалов дела следует и судом установлено, что информация, распространяемая в сети «Билайн», имеет все признаки рекламы, поскольку данная информация направлена неопределенному кругу лиц, так как из текста информационных сообщений не ясно, для кого именно создано данное сообщение и на восприятие кого данное сообщение направлено; направлена на привлечение внимания к услугам ООО «Мобильный диалог», предлагаемым им в рамках проводимой стимулирующей лотереи «СМС удача», что имеет целью поддержание интереса абонентов открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» к услугам ООО «Мобильный диалог» и их продвижение на рынке. ОАО «ВымпелКом» не представило доказательств получения предварительного согласия гражданина на распространение рекламы. Соответственно указанные SMS-сообщения в нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» доводились до абонентов без предварительного согласия абонентов на ее получение. Апелляционная и кассационная инстанция оставила данное решение в силе.
ФАС обязана по вашей жалобе провести проверку и по ее результатам вынести в адрес лица рассылающего смс-сообщения предписание о прекращении нарушения ч. 1. ст. 18 Закона о Рекламе. В случае если данная рассылка будет продолжать даже после вынесения предписания о прекращении нарушения, то лицо, рассылающее данные сообщения должны привлечь к ответственности по ч. 1. статьи 14.3 КОАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.