Как известно, 24 сентября 2008 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» (вступил в силу 16.11.2008 г.). Согласно указанному Закону, была значительно усилена административная ответственность за нарушение правил дорожного движения, а именно, увеличились административные взыскания в виде штрафов и сроки лишения права на управление транспортными средствами.
Как и любое другое решение наших властей, приведенные выше изменения были воспринято гражданами неоднозначно. Само собой, мнение общественности разделилось по принципу: пешеходы – за, водители – против.
Все мы прекрасно помним взрывную волну негодования некогда счастливых обладателей транспортных средств, которая была вызвана ужесточением административной ответственности. Следствием такого неоднозначного восприятия нововведений стала некая информационная атака: -многочисленные заметки в глобальной сети Интернет; -телевизионные новостные репортажи; -статьи в печатных средствах массовой информации; -социологические опросы среди водителей и пешеходов;
-всевозможные статистические данные, повествующие как о суммах уплаченных штрафов, так и об уменьшении количества нарушений.
Сразу же стала появляться информация иного рода, такие себе «вредные советы» – как не платить штрафы, как обмануть сотрудников ГАИ и прочее. Мы получили классический сценарий развития событий – граждане не думают о том, как не нарушить то или иное правило, а думают о том, как уклониться от ответственности, предусмотренной за такое нарушение.
Но хотелось бы поговорить не об увеличении штрафов, и уж никак не о последствиях такого увеличения (это уже не интересно, не актуально, да и Вы сами все знаете). Приведенная ниже информация, на мой взгляд, будет интересна в первую очередь тем самым некогда счастливым обладателям транспортных средств. Сдается мне, что мало кто из них знает о принятых Кабинетом Министров Украины в конце уходящего года ряде постановлений, которыми урегулированы (наконец-то, дождались!) такие интересные процессы, как: 1)временное задержание и хранение транспортных средств на специальных площадках и стоянках; 2)направление водителей транспортных средств для проведения осмотра с целью выявления состояния алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции;
3)временное изъятие удостоверения водителя, талона о прохождении государственного технического осмотра и лицензионной карточки на транспортное средство.
Интересно, не правда ли!? По-моему, каждый водитель желает знать, где сидит «гаишник» (шутка!). Первым делом предлагаю рассмотреть пункт 2 (остальные рассмотрим позже, в случае если эта публикация будет интересна общественности).
Итак, 17 декабря 2008 года Кабинет Министров Украины принял постановление № 1103 «Об утверждении Порядка направления водителей транспортных средств для проведения осмотра с целью выявления состояния алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, и проведении такого осмотра» (вступило в силу с 25.12.2008 г.) (далее – Порядок).
Что характерно, указанное постановление принято согласно ст. 266 Кодекса Украины об административных правонарушениях «Отстранение лиц от управления транспортными средствами, речными и маломерными судами и осмотр на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения или на предмет пребывания под воздействием лекарственных препаратов, которые снижают их внимание и скорость реакции».
Таким образом, на выходе имеем следующее. Сотрудники ГАИ «при наличии оснований считать», что лицо находится в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, имеют право отстранить его от управления транспортным средством и направить для проведения осмотра.
Возникает вопрос, что именно является «основанием считать»? Ответ на этот вопрос содержится в «Инструкции про порядок направления граждан для осмотра на состояние опьянения в учреждения охраны здоровья и проведения осмотра с использованием технических способов» (далее – Инструкция), утвержденной приказом Министерства внутренних дел Украины, Министерства здравоохранения и Министерства юстиции Украины от 24 февраля 1995 года № 114/38/15-36-18. Так, признаками алкогольного опьянения являются: -запах алкоголя изо рта; -неустойчивость позы; -нарушение речи; -выраженная трясучесть пальцев рук; -резкое изменение окраса кожного покрова лица;
-поведение, которое не соответствует обстановке.
Кроме того, основанием для осмотра могут быть заявления граждан об употреблении водителем алкоголя либо признание самого водителя (а такое бывает?). Признаки наркотического опьянения схожи с приведенными выше (кроме запаха алкоголя изо рта), но отличаются присущими такому опьянению особенностями: -суженые или расширенные зрачки, которые почти не реагируют на свет;
-замедленность движений либо ответов на вопросы.
Специфическим признаком являются численные следы от инъекций на руках или теле.Таким образом, наличие хотя бы одного из перечисленных выше признаков у водителя, дает основание сотруднику ГАИ провести осмотр на месте. Что же делать в таком случае водителю, спросите Вы!? Ответ прост: если Вы ничего запрещенного не употребляли – соглашайтесь на экспертизу! Вам нечего бояться!
Порядок, ст. 266 КУАП, а также Инструкция устанавливают, что осмотр на месте проводится в присутствии 2 свидетелей (незаинтересованные, посторонние лица – другие водители, случайные прохожие, но не в коем случае не сотрудники ГАИ), что должно обеспечить объективность ее результатов.
Кроме того, согласно Порядку, водитель имеет право отказаться от проведения осмотра на месте либо не согласиться с его результатами. В таком случае, осмотр будет проведен врачом учреждения здравоохранения, а именно врачом-психиатром, психиатром-наркологом, невропатологом или специально подготовленным врачом другой специальности (в сельской местности – фельдшером фельдшеро-акушерского пункта, который прошел специальную подготовку). При таком развитии событий, экспертиза будет проведена профессионалом (хочется на это надеяться, хотя в случае с фельдшером возникают сомнения), а не «сержантом-дилетантом» с его индикаторной трубкой «Контроль трезвости», которая и валерьянку показывает как алкоголь.
Кстати о «трубке». Согласно Инструкции, она должна быть пригодна к использованию (логично, не правда ли!), а именно: быть герметичной, непросроченной, без механических повреждений. Короче, водитель дует в «трубку» и если через 2-3 минуты наполнитель меняет цвет с желтого на зеленый – водитель пьян. «Гаишник» тут же составляет протокол осмотра лица на состояние опьянения или заносит соответствующие данные в протокол об административном правонарушении и все довольны (ну, кроме водителя естественно). Повторяю, что сотрудник ГАИ обязан получить согласие водителя на проведение осмотра, т.е. нельзя заставить водителя «дуть в трубку» по требованию.
В общем, с алкогольным опьянением понятно, а как быть с наркотическим – неизвестно. Ну, никак «трубка» не покажет наличие наркотического опьянения. Значит, здесь осмотром на месте просто не отделаться. Если же водитель отказался от осмотра на месте, то сотрудник ГАИ обеспечивает проведение осмотра водителя в учреждении здравоохранения не позже чем на протяжении 2 часов с момента выявления соответствующих оснований (видимо, за это время можно и протрезветь).
В учреждении здравоохранения осмотр водителя проводится в любое время суток в специальных кабинетах наркологических диспансеров на специальном оборудовании. Более того, врач обязан ознакомиться с документами, которые удостоверяют личность водителя (отсутствие таковых не является причиной для отказа в проведении осмотра). Осмотр проводится в присутствии сотрудника ГАИ.
Согласно Порядку, в результате проведения осмотра, врач дает заключение в установленной Министерством здравоохранения форме, которое готовится в 3 экземплярах (для водителя, для сотрудника ГАИ и для медучреждения). Здесь сталкиваемся с неким несоответствием, поскольку, согласно Инструкции, врач составляет протокол осмотра лица на состояние опьянения, и никакого заключения он не дает. Указанный протокол составляется в 2 экземплярах (для сотрудника ГАИ и для медучреждения), а водитель просто уведомляется о результатах осмотра.
Указанное выше несоответствие в процедуре проведения осмотра водитель может использовать в свою пользу, ссылаясь на положения одного из нормативных актов. Более того, есть еще несколько способов избежать экспертизы. Например, чтобы попытаться избавиться от назойливого инспектора, достаточно отказаться от экспертизы на месте и потребовать ее проведения в учреждении здравоохранения. Авось повезет, и «гаишник» не захочет везти водителя на экспертизу и отпустит его на все четыре стороны.
Кроме того, не стоит забывать о 2-ух часовом сроке, пропуск которого влечет за собой нарушение процедуры осмотра, что в свою очередь влечет недействительность результатов такого осмотра.Ну, вот опять, приходим к тому, как уклониться от ответственности (наверно это все-таки менталитет у нас такой).
Нужно отметить, что Порядок и Инструкция закрепляют за водителем право оспорить результаты осмотра в течение 10 дней в контрольную комиссию медицинского осмотра для определения факта употребления алкоголя и состояния опьянения регионального наркодиспансера, или в установленном порядке в соответствующую контрольную комиссию Министерства здравоохранения Украины, или в суд (хорошо это или плохо, но такое же право имеет и сотрудник ГАИ). Правда, мне лично не понятно, как спустя 10 дней можно объективно установить, был ли водитель пьян в момент проведения осмотра.
Кстати, водитель может отказаться от проведения осмотра вообще (как на месте, так и в медицинском учреждении). В таком случае, сотрудник ГАИ (в присутствии 2 свидетелей) составляет протокол об административном правонарушении, в котором отображает признаки опьянения и действия водителя касательно уклонения от осмотра, что в свою очередь влечет за собой административную ответственность.
Нужно также отметить, что существуют случаи, когда осмотр водителя на состояние опьянения проводиться в обязательном порядке (без получения согласия на то водителя), а именно: — если водитель является участником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого есть пострадавшие;
— если в результате дорожно-транспортного происшествия водитель доставлен в лечебное учреждение.
А в завершении, для тех, кто еще не знает или просто забыл, напоминаю, что согласно ст. 130 КУАП: 1) управление транспортными средствами лицами, которые находятся в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, которые снижают их внимание и скорость реакции, а так же передача управления транспортным средством лицу, которое находится в состоянии опьянения или под воздействием таких лекарственных препаратов, а так же отказ лица, которое управляет транспортным средством от проведения в соответствии с установленным порядком осмотра на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения или употребления лекарственных препаратов, которые снижают внимание и быстроту реакции, — влечет за собой наложение штрафа от 2550 до 3400 гривен или лишение права управления на срок от 1 до 2 лет, или гражданские работы сроком от 40 до 50 часов, или административный арест на срок от 7 до 10 суток; 2) повторное на протяжении года совершение любого из нарушений, — лишение права управления на срок от 2 до 3 лет с оплатным изъятием транспортного средства или без такого или гражданские работы сроком от 50 до 60 часов, или административный арест на срок от 10 до 15 суток; 3) действия, совершенные дважды на протяжении года, — лишение права управления на срок 10 лет с оплатным изъятием транспортного средства и на другие лица – оплатное изъятие транспортного средства; 4) употребление водителем после дорожно-транспортного происшествия с его участием алкоголя, наркотиков, а также лекарственных препаратов, изготовленных на их основе (кроме тех, которые входят в состав аптечки или назначены медицинским работником) до проведения медобследования, или до принятия решения про освобождение от проведения такого обследования,
— лишение права управления транспортными средствами на срок от 2 до 3 лет или административный арест на срок от 10 до 15 суток.
Как видно, ответственность, действительно, стала достаточно серьезной. Нарушать правила – себе дороже. Вывод отсюда может быть только один – правила созданы для того, чтобы их соблюдать. Ну, а субъекты, которые «употребляют» за рулем, на мой взгляд, заслуживают наказания по всей строгости закона.
Рубрика: нормативные акты
Следующая запись: Взгляд со стороны
Предыдущая запись: Казенное добро