Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит…
Совсем недавно информационные и новостные ресурсы глобальной сети Интернет пестрели заголовками о том, что Министерство здравоохранения Украины разработало новый законопроект «Об обязательном государственном социальном медицинском страховании» и представило его на общественные слушания.
Примечательно, что большинство новостей по этой тематике начинается фразой «Украина единственная страна в Европе, в которой отсутствует обязательное государственное медицинское страхование». Печально, не правда ли!?
Необходимо отметить, что в истории независимой Украины указанный законопроект уже далеко не первая попытка урегулирования данного вопроса.
Таким образом, «актуальность темы», так сказать, на лицо. Действительно, обязательному медицинскому страхованию в Украине однозначно быть, но вводить его нужно, на мой взгляд, поэтапно.
При этом за основу можно и нужно брать опыт зарубежных соседей. Зачем изобретать велосипед? Но, в таком случае, не стоит забывать про «особенности», которые присущи исключительно нашей стране. Как не прискорбно, но «основная особенность» украинской медицины – это ее плачевное состояние, которое выражается, в первую очередь, в отсутствии медикаментов, не побоюсь этого слова ужасном материально-техническом оснащении больниц, и, в конце концов, непрофессиональном медицинском обслуживании.
Но, вернемся к анализу предложенного законопроекта. Итак, с целью урегулирования отношений законопроект должен определять следующее:
– центральный орган, который будет осуществлять страхование;
– круг лиц, которые подлежат обязательному медицинскому страхованию;
– круг страховщиков;
– размер и порядок уплаты страховых взносов;
– перечень видов медицинской помощи;
– источники формирования средств общеобязательного государственного социального медицинского страхования;
– порядок определения поставщиков медицинских услуг.
Итак, общеобязательное государственное социальное медицинское страхование планируется осуществлять с помощью Фонда медицинского страхования Украины, органами управления которого являются правление и исполнительная дирекция. Функции надзора за деятельностью фонда будет осуществлять наблюдательный совет. Управление самим фондом осуществляется на паритетной основе представителями от государства, представителями застрахованных лиц и работодателей.
Исходя из положений законопроекта, фонд будет выполнять функции своеобразной страховой компании, аккумулируя и распределяя страховые средства.
Согласно законопроекту страхованию подлежат (ст. 5): – граждане, иностранцы, лица без гражданства, пребывающие на территории Украины и работающие на предприятиях, в учреждениях и организациях, созданных на основании украинского законодательства; – члены коллективных и арендных предприятий, сельхозкооперативов и фермерских хозяйств; – лица, работающие в иностранных компаниях (организациях и учреждениях), осуществляющих деятельность на территории Украины; – лица, избранные в органы власти; – безработные, неработающие, учащиеся и другие категории лиц.
Как видим, закон распространяет свое действие практически на все категории лиц, находящиеся на территории Украины.
Страховщиками, согласно с предложенным законопроектом (ст. 6) являются работодатели, местные органы исполнительной власти, Фонд соцстрахования от несчастных случаев, центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.
Таким образом, груз страхования, в основном, опять-таки ложится на работодателей.
Согласно ст. 29 законопроекта размер страховых взносов устанавливается Верховным Советом Украины ежегодно в зависимости от категории страховщика:
– для работодателей – в процентах от сумм расходов на оплату труда, включая основную и дополнительную заработную плату, поощрительные и компенсационные выплаты, подлежащие налогообложению НДФЛ;
– для лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно (адвокаты, нотариусы, предприниматели и другие) – в процентах от совокупного налогооблагаемого дохода (прибыли);
– для остальных категорий (безработные, инвалиды, студенты, лица отбывающие наказание в виде лишения свободы и пр.) – в виде фиксированной суммы на каждое застрахованное лицо.
Перечень видов медицинской помощи по общеобязательному государственному социальному медицинскому страхованию определяется отдельным законом, принимаемым ежегодно одновременно с принятием законов о Государственном бюджете Украины. Но в перечне должны быть предусмотрены следующие виды медицинской помощи (ст. 8):
– медицинская помощь в связи с заболеванием, индивидуальной профилактикой заболеваний, травм, отравлений и других расстройств здоровья, предотвращением обострения заболеваний, переходом острых заболеваний или других расстройств здоровья в хроническую или более тяжелую стадию, а также планированием семьи;
– медицинская помощь в связи с беременностью, родами, а также их последствиями;
– услуги по выдаче в установленном законодательством порядке соответствующих медицинских документов.
Согласно ст. 26 законопроекта источниками формирования средств общеобязательного государственного социального медицинского страхования являются:
– страховые взносы, уплачиваемые страхователями на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом;
– средства государственного и местных бюджетов;
– средства, поступившие от уплаты штрафов, наложенных за нарушение норм настоящего Закона;
– благотворительные и добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и физических лиц;
– прибыль, полученную от размещения временно свободных средств Фонда медицинского страхования Украины, в том числе резерва страховых средств Фонда на депозитном счете;
– другие поступления, не запрещенные законодательством.
Что касается порядка определения поставщиков медицинских услуг, которые предоставляют медицинскую помощь в рамках социального медицинского страхования, то такие поставщики будут определяться Кабинетом Министров Украины.
Таким образом, общий анализ приводит к выводу, что предложенный законопроект не способен в полной мере урегулировать данную сферу взаимоотношений. Кроме того, законопроект содержит некоторые внутренние противоречия, а также не решает все поставленные перед ним задачи. Именно поэтому, законопроект требует существенных доработок.
Рубрика: законопроекты