«Лакомый кусочек»
Страсти вокруг продажи контрольного пакета ВАТ «Одесский припортовый завод» (ОПЗ) понемногу утихли. ФГИ готовится к новому конкурсу с новыми участниками, которые, по мнению правительства, по-справедливому оценят этот ценный актив. Извините за тавтологию. Вместе с тем, в этой несуразной истории остается ряд вопросов, на которые общественность так и не получила внятных ответов. И, думаю, в ближайшее время она их не получит.
И Глава правительства, и в.о. председателя ФГИ заверили нас, что покупная цена ОПЗ в 5 миллиардов гривен, предложенная участником конкурса ООО «Нортима», занижена почти в два раза и поэтому не соответствует действительной рыночной стоимости актива.
При этом официальные лица, так рьяно отстаивающие интересы государства, почему-то забывают, что именно они ответственны за определение начальной стоимость пакета акций, предложенного к продаже. Так, в соответствии с п. 23 ст. 5 Закона Украины «Об управлении объектами государственной собственности» КМ Украины согласовывает условия приватизации объектов государственной собственности, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства. ОПЗ относится именно к числу подобных объектов. Во исполнение этого предписания правительство утвердило распоряжение № 261-р от 11 февраля 2008 г. Интересно, что указанным документом правительство одобрило стартовую цену пакета акций ОПЗ в размере 3-х миллиардов гривен. Дальше больше. ФГИ в свою очередь, перед началом конкурса, так же обязано утверждать начальную цену пакета акций (смотри п. 3.4. Положения о порядке проведения конкурсов по продаже пакетов акций акционерных обществ). Выходит, что и КМ Украины, и ФГИ определяют ту минимальную стоимость объекта приватизации, ниже которой объект не может быть продан. Тем самым, указанные субъекты осознано допускали, что предложенный к продаже пакет акций может быть продан по цене, которая, теоретически, превышает стартовою на одну копейку. Теперь напрашивается вопрос к нашим официальным спикерам: «А почему вы считаете 5 миллиардов гривен несправедливой ценной, ведь объект предлагался к продаже, начиная с 3 миллиардов гривен? Кто мешал до конкурса поднять начальную цену до уровня приближенной к рыночной?».
Не нужно быть матерым практиком и теоретиком юриспруденции, чтобы логическим путем, основанным на нормах действующего законодательства, доказать противозаконность решения ФГИ об отказе в утверждении результатов конкурса. По официальной версии конкурс (с элементами аукциона) признан несостоявшимся в связи с «заниженной стоимостью аукционных предложений участников». Это несмотря на то, что нормами Положения о порядке проведения конкурсов по продаже пакетов акций акционерных обществ предусмотрено лишь одно-единственное основание для признания торгов несостоявшимися, при этом оно не обусловлено теми причинами, которыми ФГИ мотивировало свое решение.
Уже можно считать «традицией» жизни украинского государства верховенство политической целесообразностью над правом.
Конечно, это эмоции. Но любое человеческое действие, которое не вписывается в рамки здравой логики, тоже имеет свои мотивы. Уместно привести слова В. Маяковского: «Ведь, если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно?». Осмелюсь выдвинуть свою версию происходящего вокруг продажи ОПЗ.
До президентских выборов осталось совсем немного времени – три месяца. Каждый из основных политических игроков не чувствует достаточной уверенности в победе в борьбе за президентское кресло. Это сопряжено с рисками, связными с потерей доступа к активам, в первую очередь, для лиц, находящихся непосредственно у руля государства. Интенсивная приватизация предыдущих пяти лет, оставила не так много интересных объектов, которые можно еще прихватить, ввиду чего такая жемчужина, как ОПЗ – один «из последних» действительно интересных и ликвидных активов.
Непредсказуемость результатов президентской гонки подтолкнула нынешнее правительство к подготовке плацдарма для отступления. Комбинация, разыгранная с несостоявшимися торгами пакета акций ОПЗ, нацелена на перспективу. Допустим, что после выборов бразды правления перейдут к оппонентам нынешней власти. В таком случае высока вероятность того, что ОПЗ будет возвращен государству (это в случае продажи ОПЗ до выборов). После чего акции ОПЗ опять выставят на продажу, и маловероятно, что они не будут приобретены «нужной» или «близкой» структурой. Вот тут и может выстрелить конкурс, который не состоялся 29 сентября 2009 года. Таким образом, ООО «Нортима» перманентно остается первым претендентом на этот актив. Правовая позиция, обосновывающая притязания ООО «Нортима» на пакет акций ОПЗ, вполне обоснована. Поэтому при развитии событий не в пользу нынешней власти эта карта будет разыграна. То есть новая власть может получить актив с «хвостом». успешно приделанным предыдущей. Этот «дамоклов мечь», может долго висеть над ОПЗ и, тем самым, отпугивать как «огородное чучело» потенциальных инвесторов.
Конечно, можно предположить, что еще до президентских выборов дело ОПЗ будет решено в суде и счастливым обладателем «суперприза» будет признано ООО «Нортима». При таком развитии событий нужно пройти все инстанции, вплоть до Верховного суда Украины. Судебная процедура требует времени, при этом времени больше, чем три месяца. Но, как известно, чем раньше начнешь, тем раньше окончишь.
Грустно, что при любом варианте развития событий государство всегда останется в проигрыше. Правительство с ФГИ останутся прикрытыми судебными решениями, снимающими с них любую ответственность за «дерибан» уникального предприятия, несущего «золотые яйца». И выйдет как всегда: мы хотели – но нам помешали.
Резюмируя изложенное, хочу сказать, что действия правительства и ФГИ, направленные на привлечение промышленного инвестора для ОПЗ, больше похожи на незамысловатую «рейдерскую схему», чем на реализации государственной политики в сфере приватизации.
Рубрика: Выборы ’2010, государственные органы