Взгляд юриста » Юридический блог компании Jurimex » ВЕРХОВНЫЙ СУД УКРАИНЫ ВВЕЛ РАЗГРАНИЧЕНИЕ МЕЖДУ ОСПОРИМЫМИ И НИЧТОЖНЫМИ АДМИНИСТРАТИВНЫМИ АКТАМИ

30 января 2012 года Верховный Суд Украины принял постановление по делу №21-216а11, котором описал и развил концепцию «дефектных» актов нормативного и ненормативного характера. 

По мнению Верховного Суда, среди разновидностей «дефектных актов» можно выделить ничтожные акты, которые не порождают правовых последствий даже при отсутствии судебного решения об их отмене. В отличие от них, оспоримые акты содержат только отдельные незаконные положения и могут отменяться самим органом, который их выдал.

В частности, в постановлении указывается следующее:

Акти, видані з порушенням вимог, які до них ставляться, є дефектними. Залежно від характеру і ступеня дефектності такі акти (накази) управління поділяються на нікчемні (які не спричиняють правових наслідків навіть без їх скасування або скасовуються в судовому порядку) та акти заперечні. Останні – це такі, що містять окремі незаконні положення. Анулювати (скасувати) такий акт (наказ) в частині незаконних положень може і орган, що прийняв його.

Если продолжить логику, изложенную в данной позиции, налоговые уведомления решения так же могут относиться к дефектным, и даже к оспоримым в случае, если они изданы с нарушением требований, установленных законом. При этом нельзя исключать и концепцию ничтожности налоговых решений (равно как и актов изданных другими госорганами) которые можно не исполнять без признания их незаконными в судебном порядке.

До этого постановления концепция ничтожных актов была разработана только на уровне доктрины административного права.

Стоит напомнить, что согласно теории административного права под ничтожными актами органов законодательной и исполнительной власти понимаются акты этих органов, содержащие такие грубейшие нарушения требований законности, которые невозможно устранить никакими средствами, в силу этого не имеющие юридической силы с момента их принятия, не являющиеся обязательными для соблюдения и исполнения, не требующие специального признания их таковыми и лишения юридической силы компетентными органами. Оспоримыми актами органов законодательной и исполнительной считаются незаконные акты этих органов, в связи с презумпцией законности имеющие юридическую силу и являющиеся обязательными для исполнения, пока их незаконность не будет признана компетентным органом в установленном порядке.

Отличие ничтожных актов от оспоримых состоит в том, что ничтожные акты не обязательны для исполнения и не требуют решения компетентного органа о признании их таковыми. Более того, некоторые ничтожные акты не должны исполняться под страхом наказания.

Рубрика: Newsletters