Ставок больше нет…
Верховная Рада преодолела вето Президента на Закон «О запрете азартного бизнеса в Украине». Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что азартный бизнес в Украине запрещен. Причем санкции за осуществление деятельности по организации игр на деньги в Украине (кроме игр непосредственно указанных в законе) предусмотрены не шуточные.
Рассмотрим плюсы и минусы принятого решения.
ПЛЮСЫ
1. Первыми и наиболее значимым плюсом является то, что государство, наконец-таки, занялось вопросами азартного бизнеса на государственном уровне. Десять лет тотальной бездеятельности государства в данной сфере привели к образованию огромной азартной индустрии, крайне негативно влияющей на психологию целого поколения украинцев. Поражает принципиальность депутатского корпуса, преодолевшего вето Президента 390 голосами, что, учитывая немалые ресурсы игровиков, направленные на решение проблемы, нехарактерно для сегодняшней Украины. При этом на уровне государства впервые признано очевидное положение о том, что азартный рынок является вредным для общества.
2. Государство, наконец, определилось с моделью построения рынка азартных игр, ограничив рынок по территории.
МИНУСЫ
1. Запрет азартного бизнеса «в одночасье». Азартный бизнес, взращенный при бездействии государства до уникальных в Европе объемов запрещается в один день, без какого-либо переходного периода и даже без приблизительного ответа на вопрос, куда идти работать людям, ранее занятым в этом бизнесе, как сворачивать (или переносить) бизнес его организаторам. Кабинет Министров, ранее вообще не поднимавший вопрос о запрете азартного бизнеса, сейчас без каких-либо экономических и юридических обоснований принял решение о запрете азартного бизнеса в целом.
2. «Отмена» действующих лицензий операторов. Не надо быть юристом, чтобы, просмотрев Закон «О лицензировании…», не найти там такого термина как отмена (скасування – укр.) лицензии. Такая процедура не предусмотрена законом, что является основанием для конфликта между игровиками и государством касательно действительности лицензий игровиков. В совокупности с самим фактом отмены лицензии органом, к полномочиям которого такое право Конституцией не отнесено (по Конституции это полномочие исполнительной власти), составить правовую позицию для защиты интересов игровиков в суде сможет студент-второкурсник.
3. Запрет на участие в азартной игре. Запрет выводит из правового поля и лишает права на защиту игрока, который, возможно, являясь жертвой обстоятельств, был привлечен к игре мошенниками. Для Украины внедрять такую норму несколько преждевременно.
4.Отсутствие понимания дальнейшего обустройства азартного рынка. Как рынок будет ограничен в игорных зонах. Как и на каких условиях игровикам будет предоставляться земля в игорных зонах. Чья она, кстати? Ведь если не государственная – то кто будет владельцем «монополек»? Какие это будут игорные зоны – населенный пункт, район (не дай Бог, область)? Вопросов огромное количество, на какие-то мы могли получить ответы уже на протяжении месяца с момента «первого» принятия закона. Однако, на эти «детали» законодатели особого внимания не обращают, как и не привлекают к работе над проектом нового обустройства азартного рынка немногих специалистов в этой сфере в Украине.
5. Низкое качество законопроекта, подготовленного в спешке. К сожалению, документ грешит многими пробелами, противоречиями, которые вызовут определенные проблемы на практике. Кстати, на них не обратил внимание никто, даже Президент, ветировавший закон.
Например, условием для участия в азартной игре являются сделанные игроком ставки. Понятие «ставки» законом не определено. Таким образом, определить, является игра азартной или нет, очень сложно.
Еще, организаторами азартных игр являются субъекты предпринимательской деятельности. Организация азартных игр запрещена.
Таким образом, организация азартных игр не субъектами хозяйственной деятельности не запрещена законом?
Таких ляпов в принятом законе недопустимо много.
Чего в Законе «О запрете азартного бизнеса в Украине» больше – плюсов или минусов, на самом деле, покажет история. Однако многих недочетов можно было избежать, если бы документ принимался с привлечением специалистов и не в спешке.
Рубрика: законопроекты, новости