Как уже было отмечено в первой части, татуирование – нанесение на тело рисунка путем многочисленного глубокого прокалывания кожи иглами, смоченными красителями. Может исполняться вручную либо с употреблением специальных механических приспособлений. Выполняемые при татуировании проколы кожи морфологически представляют собой располагающиеся по ходу наносимого рисунка множественные точечные раны. Именно поэтому нанесение татуировки является правом человека и никто не может принудить его к ношению нательного рисунка.
Принудительное нанесение татуировки прямо запрещено статьей 100 Женевской Конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года (была ратифицирована Украиной в 1954 году). Такой запрет является также реализацией права человека на личную неприкосновенность, закрепленной и статье 29 Конституции Украины.
Приходится констатировать, что насильственное нанесение татуировки человеку, в настоящее время специально не регламентировано украинским законом. Предполагается, что в случае принудительного нанесения татуировки действия исполнителя, в зависимости от условий совершения и наступивших последствий, могут быть квалифицированы по различным статьям Уголовного кодекса Украины: статья 121 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», статья 122 «Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести», статья 123 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное в состоянии глубокого душевного потрясения» [мне кажется, Стиг Ларсcон и Дэвид Финчер тоже об этом задумывались], статья 127 («Истязание») и другие).
Не разработано и действенного механизма квалификации насильственного нанесения татуировки. Предположительно, при квалификации содеянного, правоохранительные органы и суд должны опираться на заключение судебно-медицинского эксперта, а также Правил судебно-медицинского определения степени тяжести причиненных телесных повреждений, утвержденных Министерством охраны здоровья Украины.
И все же, обратимся к более привычной гражданско-правовой сфере.
Процедура создания татуировки является одной из отличительных особенностей этого объекта и имеет существенное значение для определения его правового режима. Т.е. она возникает в связи с нанесением рисунка на тело, и этот процесс может осуществляется двумя путями: на наш взгляд, в зависимости от того, какой из них будет избран, татуировка будет либо первичным, либо производным произведением. В первом случае татуировка наноситься непосредственно на тело, во втором – готовится эскиз на бумаге, а уже потом осуществляется процесс переноса (т.е. адаптация рисунка положенного в основу татуировки).
Как известно, среди авторских прав выделяют: личные неимущественные права и имущественные права.
Напомним, что неимущественные права автора, согласно действующему законодательству не передаются и не отчуждаются, действуют не только в течение всей его жизни, но и после смерти. Закон относит к личным неимущественным правам автора:
1. право требовать признания своего авторства путем указания надлежащим образом своего имени на произведении и его экземплярах и при любом публичном использовании произведения, если это практически возможно;
2. право запрещать при публичном использовании произведения упоминание своего имени, если автор произведения желает остаться анонимом;
3. выбирать псевдоним, указывать и требовать указания псевдонима вместо настоящего имени автора на произведении и его экземплярах и при любом его публичном использовании;
4. требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любому искажению, обезображиванию либо иному изменению произведения, либо любому иному посягательству на произведение, которое может навредить чести и репутации автора.
В свою очередь имущественное авторское право может принадлежать либо автору, либо же третьему лицу (правообладателю), которому оно было передано. К имущественным правам относится исключительное право на использование произведения, исключительное право на разрешение или запрещение использования произведения другими лицами (статья 15 Закона № 3792-XII).
Уже было отмечено, что украинский закон признает, что автором может быть исключительно физическое лицо, творческим и интеллектуальным трудом которого создано произведение (ст. 1 Закона № 3792-XII).
Но ведь не исключено, что у произведения также может быть и несколько авторов. Например, когда автором эскиза нательного рисунка является одно лицо, а исполнителем – другое. Если они реализовали единый замысел, а конечный результат зависел от их совместных творческих усилий (художник создал эскиз, а тату-мастер, нанося татуировку, внес коррективы, учитывая особенности строения клиента), то имеет место соавторство между указанными лицами (статья 13 Закона № 3792-XII).
Юридически идеальным вариантом оформления подобных правоотношений, было бы заключение письменного соглашения между соавторами. Но, исходя из украинских реалий, которые, увы, не идеальны, это представить довольно трудно.
Важно помнить, что согласно закону, авторское право на произведение, созданное в соавторстве, принадлежит всем соавторам независимо от того, образует ли та кое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. А если произведение, созданное в соавторстве, образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не может без достаточных оснований отказать другим в разрешении на опубликование, другое использование или изменение произведения (часть 1 статьи 13 Закона № 3792-XII).
В то же время, если произведение, созданное в соавторстве, состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, то каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения по своему усмотрению, если иное не было предусмотрено соглашением между ними (часть 2 статьи 13 Закона № 3792-XII).
Напомним также, что авторские права возникают с момента создания произведения, закон не обязывает соблюдать формальности в виде регистрации, уведомления государственных органов и т.д.
Интересным моментом является обнародование произведения, которое происходит с момента выполнения определенных в Законе № 3792-XII действий. Это существенно изменяет правовой режим объекта и влечет определенные юридические последствия, например:
1. начинают течь 70-летние сроки авторского права для анонимных авторов, либо авторов, использующих псевдоним;
2. возникает возможность использования данных произведений в качестве иллюстраций в изданиях учебного характера без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения;
3. допускается воспроизведение произведения в личных целях и т.д.
Согласно Закону № 3792-XII, обнародование – «осуществленное с согласия автора или субъекта, который владеет имущественными правами на произведение, действие, которое впервые делает произведение доступным для публики путем опубликования, публичного исполнения, публичного показа, публичной демонстрации, публичного оповещения и тому подобное». Статья 15 Закона № 3792-XII перечисляет способы обнародования произведения неисчерпывающим образом, что позволяет рассматривать также и другие действия, как обнародование произведения.
Общим для таких способов является неограниченный круг аудитории, имеющей возможность воспринимать произведение. Необходимым условием обнародования является то, что оно должно осуществляться либо самим автором, либо с его согласия. И вот тут, рассматривая вопрос татуировок в авторском праве, может возникнуть ряд занятных вопросов.
С КАКОГО МОМЕНТА ТАТУИРОВКА СТАНОВИТСЯ ОБНАРОДОВАННОЙ?
Наверное, ни у кого не возникнет сомнения, что помещение эскиза в общедоступном месте (каталог, журнал, веб-сайт, реклама и прочее) является ничем иным как способом обнародования этого эскиза.
Но является ли обнародование эскиза также обнародованием самой татуировки? Можно предположить, что в случае с нательным изображением, обнародованием будет выступать помещение изображения на открытые участки тела. Правда бывает и так, что из условий нанесения татуировки не очевидна возможность ее публичного демонстрирования и восприятия (к примеру, нанесение на закрытые участки тела, желание скрытого ношения изображения и прочее).
Смоделируем занятный случай. Студеным зимним вечером к татуировщику пришел клиент и попросил «набить» на руке небольшое оригинальное изображение чего-то, что подсказывает каждому его воображение. Татуировщик работу выполнил, заказчик её оплатил. Надел перчатки/сунул руки в карманы и пошел домой. В салоне рисунок видел лишь мастер-исполнитель, на улице – никто (ведь зима, темно и руки спрятаны). Наш клиент по пути простыл и всю неделю провалялся одиноко дома. Вопрос: так, когда же татуировка была обнародована?
На наш взгляд, есть основания считать, что подобное нанесение не может быть квалифицировано как обнародование. Т.е. явление тату народу произойдет, когда наш герой пойдет, к примеру, на встречу с друзьями и похвастается окружающим. Т.е. татуировщик должен исходить из предположения (презумпции) того, что нанесение ним татуировки автоматически дает право заказчику обнародовать её в любое время, если иное не предусмотрено соглашением между заказчиком татуировки и мастером.
Кроме того, существует еще один интересный момент. Как известно обнародование влечет ряд правовых последствий, одним из них, наиболее значимым, является то, что если экземпляры правомерно обнародованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (часть 7 статьи 15 Закона № 3792-XII).
ВВЕДЕНИЕ ТАТУИРОВКИ В ГРАЖДАНСКИЙ ОБОРОТ
В связи с вышеописанным возникает вопрос, можно ли признать нанесение татуировки на тело клиента способом ее опубликования и одновременно введением в гражданский оборот путем продажи экземпляра?
Следует учитывать, что «продажа» для произведений изобразительного искусства не сводится исключительно к договору купли-продажи. В соответствии с частью 7 статьи 15 Закона № 3792-XII «переход права собственности на произведение изобразительного искусства (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу означает первую продажу этого произведения».
Даже в случае признания изображения татуировки правомерно обнародованным и введенным в гражданский оборот, особые свойства материального носителя татуировки (тело человека) не позволяют утверждать о возможности ее «дальнейшего распространения».
Кажется, что однажды приобретенная татуировка может быть уничтожена, но не может быть передана потребителем иному лицу. Ведь сама идея о том, что одному человеку может принадлежать часть тела другого человека, кажется довольно странной и абсурдной.
Практика опровергла здравый смысл.
Не так давно известная модель Кейт Мосс в интервью журналу Vanity Fair предложила выставить свою татуировку на продажу (NB! – Контент по ссылке 18+) — буквально устроить пересадку кожи коллекционеру за несколько миллионов, так как это «оригинальный Фрейд»[1].
Или другой случай, когда в 2006 году бельгийский художник Уим Делвой набил татуировку на спине добровольца, Тима Штейнера (Tim Steiner) (название художественного произведения — «Тим, 2006»), и подписал ее. Спустя два года работа была продана немецкому коллекционеру за €150,000, которые поделили между собой художник, владелец татуировки и музей, который продал работу коллекционеру. Кстати, по договору, владелец татуировки должен показывать кожу несколько раз в году, а после смерти завещает свою кожу коллекционеру. То есть, реальные прецеденты есть.
Из вышеизложенного следует, что дальнейшее распространение экземпляров изображения без согласия автора и выплаты ему авторского вознаграждения может иметь место, только если материальным носителем изображения является не тело потребителя, а, например, бумажный эскиз. Право распоряжаться собственным телом предоставлено исключительно его владельцу, а все иные действия будут расцениваться как незаконные.
По общему правилу, передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте. Но тогда исполнитель лишается прав, предусмотренных Законом № 3792-XII (право доступа и право следования). Следует признать безусловным переход к заказчику татуировки таких прав на нее как права публичного показа и право на переработку, в противном случае ограничению подлежат права более значимые, чем имущественные, права автора.
ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АВТОРОМ И ЗАКАЗЧИКОМ
Скудность нормативно-правовых предписаний, применимых к правовому режиму татуировки делает наиболее эффективным и надежным средством установления прав и обязанностей заказчика и исполнителя татуировки договор между ними.
Необходимо отметить, что ряд прав и обязанностей, возникающих в связи с нанесением татуировки, все же вытекает из законодательных актов (императивные нормы) и не может быть изменен соглашением сторон.
Конечно, основная часть организационных отношений по созданию татуировки, регулируемых сторонами в рамках гражданско-правового договора, определяется нормами Гражданского кодекса Украины и Закона № 3792-XII.
Так, договор о создании татуировки имеет некое сходство с договором возмездного оказания услуг (Глава 63 Гражданского кодекса Украины) – предполагает ряд практических последствий, к которым в частности относится обязанность исполнителя оказать услуги лично (статья 902 Гражданского кодекса Украины), возможность сторон в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (статья 907 Гражданского кодекса Украины). Отдельные этапы, могут регламентироваться по аналогии с авторским договором (например, создание эскиза татуировки) или нормами о договоре подряда (сбор и подготовка машинки).
Таким образом, регулированию подлежат: отношения, связанные с созданием татуировки и её обнародованием; отношения, связанные с использованием татуировки.
Отношения, связанные с созданием татуировки
Процесс нанесения татуировки условно можно разделить на несколько этапов:
1. Создание эскиза татуировки. Нужно определить следующие моменты: кто создает эскиз, в какие сроки и на каком материальном носителе, дать характеристику изображению, его основным элементам (стиль, сюжет, общая тематика). Этот этап может отсутствовать, если заказчик выбрал уже существующий рисунок. В таком случае в договоре необходимо указать: чей рисунок (если имя автора известно) и на каком правовом основании заказчик его использует. Вместе с тем, если, например, автор эскиза и исполнитель татуировки не совпадают в одном лице, то данный этап может быть реализован в рамках самостоятельного договора – договора о создании эскиза татуировки (авторский договор заказа).
2. Нанесение изображения. Определению подлежат следующее: исполнитель (например, имя конкретного мастера), сроки и периоды нанесения татуировки на тело заказчика, место нанесения (часть тела заказчика), требования к инструментам (например, вид машинки), требования к условиям нанесения, требование к пигментам (от фирмы до качественных характеристик), метод нанесения (машинный, ручной и т.д.), прочие особенности процесса нанесения. Следует учитывать, что в независимости от наличия в тексте договора условий о санитарных правилах нанесения татуировки, исполнитель обязан соблюдать все необходимые меры, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья заказчика. В настоящее время отсутствует нормативно-правой акт, устанавливающий санитарные требования к условиям осуществления деятельности именно по нанесению татуировок, либо сходным видам деятельности. В то же время, в соответствии с предписаниями Закона Украины № 4004-XII «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 24.02.1994 года, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
3. Обслуживание татуировки. Когда самое страшное прошло и заказчик получает желаемый предмет искусства на избранной части тела, наступает время её постобработки, а именно: дезинфекция и контроль над заживлением татуировки (стоит решить на кого падет эта обязанность: на пациента и/или мастера); примерные сроки заживления, доработка татуировки, процедура обновление и прочее.
Отношения, связанные с использованием татуировки
В каждом конкретном случае возможна индивидуализация условий договора. Стороны вправе определить ряд передаваемых прав, в том числе исключительные (например, желание заказчика получить эксклюзивную татуировку может быть реализовано передачей ему исключительных прав на воспроизведение и на распространение соответствующего изображения).
ВЫВОД
Сегодня татуировки, так или иначе, являются частью массовой культуры. Ними перестали хвастаться, их почти не боятся, совсем мало запрещают, а порой даже используют в качестве протеста. Татуировки – практически норма, довольно глубоко проникшая в нашу повседневную жизнь.
И хотя целесообразность их правовой защиты в большинстве случаев вызывает в юридических кругах снисходительные улыбки, но татуировки, все же являются результатом творческой деятельности человека, а потому претендуют на соответствующую правовую защиту.
Конечно, существующую законодательную основу с некоторым успехом можно применить и в случае с татуировками. Т.к. во-первых её удельный вес в сравнении с классическими объектами практически ничтожен. Во-вторых, правовой режим татуировок (с учетом некоторых особенностей) схож с правовым режимом более привычных объектов изобразительного искусства. Но жизненные прецеденты и все вышеизложенное показывает, что национальному законодательству не помешал бы легкий тюнинг, учитывающий такое культурное явление как татуировки.
[1]Татуировку Кейт Мосс сделал художник Люсьен Фрейд, который умер в 2014 году и был достаточно знаменит на своем поприще.