Отмена «валютного» военного сбора « Взгляд юриста

4-9795734

Специально для газеты «Юридическая практика» №26-27

11 июня 2015 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно военного сбора» (далее -– Закон). Этим Законом были исключены из перечня облагаемых военным сбором доходы, предусмотренные подпунктом 165.1.51 пункта 165.1статьи 165 Налогового кодекса Украины (далее – НК). То есть, доходы от операций с валютными ценностями (кроме ценных бумаг), связанные с переходом права собственности на эти валютные ценности.

В пояснительной записке к Закону, который отменил взыскание военного сбора с этих доходов, указывалось, что введение подобных дополнительных препятствий для обращения валютных ценностей в виде военного сбора (в дополнение к вкладу в Пенсионный фонд), приводит к негативным последствиям для экономики Украины:

— значительно возрастает объем проведения операций с наличной иностранной валютой и банковскими металлами на теневом рынке;

— затормаживается действующий рынок банковских услуг с платежными документами;

— уменьшается предложение наличной и безналичной иностранной валюты;

— искусственно завышается стоимость иностранной валюты для физических лиц.

Кроме того, отмечается, что его принятие позволит увеличить объем получаемой банками иностранной валюты, которая обменивается гражданами на гривну, и будет способствовать стабилизации ситуации на финансовом рынке Украины.

Да действительно, согласно Декрету Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 года №  15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля» предусмотрено, что к валютным ценностям относятся: валюта Украины; платежные документы и другие ценные бумаги; иностранная валюта; платежные документы и другие ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте или банковских металлах; банковские металлы.

Следовательно, в основном такой сбор взимался при покупке и продаже иностранной валюты. Такой подход законодателя был совершенно неоправданным, поскольку с экономической точки зрения при операциях с валютными ценностями происходит эквивалентный обмен одной ценности на другую. А, следовательно, фактически отсутствовал сам источник дохода, с которого взимался сбор.

Тем не менее, надеемся, что это только первый шаг законодателя по уосовершенствованию механизма взимания военного сбора. Поскольку на сегодняшний день остаются не определенными целый ряд вопросов по его взыскании, начиная от срока окончания действия сбора и заканчивая требованием использовать поступления по сбору собственно на оборонные цели.

Нечай Мирослава